Windows        06.07.2023   

Причины плохого звучания большинства смартфонов на Android. Как получить звук аудиофильского качества от обычного смартфона? Usb цап какой выбрать для смартфона

Всех участников сегодняшнего тестирования отличают небольшие габариты и возможность автономной работы от встроенной мощной батареи. Таким образом, устройства в первую очередь рассчитаны на использование со смартфонами и портативными плеерами. Однако ничто не мешает использовать их с настольным компьютером и ноутбуком - ведь встроенный наушниковый усилитель способен справиться не только с портативными моделями наушников, но и с полноразмерными, и даже с очень низкой чувствительностью. Более того, выделенный линейный выход позволяет подключать активные колонки в дополнение к наушникам. Так что, говоря «USB ЦАП для мобильных устройств», не будем забывать, что это поистине универсальные устройства. Сфера их применения очень широка и явно выходит за рамки варианта «послушать музыку в дороге». Например, у трех участников из шести есть продвинутый фирменный ASIO-драйвер, а у двух из них - возможность воспроизведения PCM вплоть до 384 кГц и DSD. Такие возможности выводят их на уровень традиционных внешних USB ЦАП.

В чем же отличие от габаритных стационарных ЦАП? Дело, в основном, в мелких неудобствах: все входные-выходные разъемы только формата миниджек, отсутствует экранчик. А вот цифровые входы и выходы S/PDIF, присущие «большим» устройствам, сохраняются.

Рассмотрим участников подробнее.

Creative Sound Blaster E5

Это новая, наиболее продвинутая модель производителя, с 4-ядерным DSP-процессором на борту, с аппаратным эквалайзером и тонной обработок Creative. При подключении к компьютеру Sound Blaster E5 превращается в полноценную звуковую карту с АЦП, драйверами, внутренним микшером, входом для гарнитуры, линейным входом и всем прочим. При подключении к смартфону или планшету - это полноценный USB ЦАП с батарейкой внутри. Есть выделенный полноразмерный USB-вход для iOS/Android-устройств. Micro-USB - только для компьютера и подзарядки батарейки. Есть и Bluetooth для беспроводного использования, например в качестве гарнитуры - в карту встроены микрофоны. Для iOS/Android есть специальное приложение, которое управляет всеми настройками внутреннего процессора с мобильного телефона.

От этой карты Creative никто не ждал чудес - недорогая (MSRP $200), с очень спорным дизайном, кучей обработок SBX Pro Studio, о которых ни на какой студии не слышали. Мы уже устали критиковать Creative за стремление «напихать всего и побольше», чтобы удовлетворить сразу всех пользователей. В итоге получается комбайн, который ничего толком не может делать хорошо. Пользователи, которым нужно много фич и наплевать на качество звука, оказываются не готовы платить высокую цену за карту. А те, кто готов платить, требуют в первую очередь качество звука, рассматривая все остальное как бесплатный бонус.

На поверку оказалось, что Sound Blaster E5 - это полностью новая разработка, которая не имеет ничего общего со всеми предыдущими бюджетными USB-картами Creative и кардинально отличается от младших моделей E1 и E3. В новой карте E5 в единственной все сделано так, как нам хотелось бы. Есть нормальная прямая поддержка от 44,1 до 192 кГц и на удивление отличная начинка:

  • ЦАП Cirrus Logic CS4398
  • АЦП Cirrus Logic CS5361
  • Наушниковый усилитель Texas Instruments TPA6120A2

Понятно, что даже хорошая начинка - еще не гарантия качества. Однако в сравнении с довольно неплохой новой картой E3, не говоря уже обо всех предшествующих Omni и пр., старшая модель E5 заиграла на порядок лучше! Драйвера проработаны намного лучше, есть специальный режим Direct Mode, явно отключающий всю обработку, ASIO-драйвер поддерживает все частоты и работает корректно. Карта разработана очень тщательно и внушает большие надежды. (Во многом это стало результатом нашего постоянного давления на Creative с опорой на читателей и с цитатами их мнений с нашего форума.) Из уникальных функций E5 - два выхода на наушники, микрофонный массив из трех встроенных микрофонов с датчиком положения в пространстве, в комплекте идет держатель с креплением на микрофонную стойку. Все-таки маркетинг Creative не удержался и напихал в карту всего побольше, под самую завязку.

Отметим, что у E5 сравнительно громоздкий корпус, регулятор громкости без насечек, подключение Android-устройств по Micro-USB невозможно. Но доступная цена и выдающийся звук для многих перевесят эти небольшие недостатки и маркетинговые причуды сингапурцев. В целом, совершенно неожиданно получился сильнейший конкурент на рынке и звуковых карт под USB, и мобильных USB ЦАПов.

Oppo HA-2

Разработчики Oppo смогли удивить потрясающим дизайном и самой интригующей начинкой: ЦАП ESS Sabre32 9018 в его мобильной версии 2M. Это выглядит вполне закономерно, так как стационарный ЦАП Oppo HA-1 основан на оригинальном ESS Sabre32 9018 для компонентных устройств Hi-End. Данная микросхема обладает на сегодня рекордными характеристиками сигнал/шум и Кг, превосходящими с большим отрывом все остальные микросхемы ЦАП. Прочие производители нечасто используют 9018, так как она очень дорогая и требует большого опыта ее «готовки» (китайские самодельные киты с eBay почему-то «не звучат»). Еще один бонус от применения Sabre32 - поддержка PCM до 384 кГц и DSD64/128/256. Разработчики Oppo предусмотрели и ASIO-драйвера с возможностью поставить очень большой буфер до 8192 семпла и выбрать высокий приоритет передачи USB-потока в системе.

Таким образом, USB ЦАП Oppo HA-2 был очень тщательно проработан и подготовлен для самых требовательных и продвинутых пользователей. Недостаток, вероятно, только в не самой доступной цене. Зато Oppo HA-2 - самый тонкий внешний ЦАП среди всех участников. Он в разы тоньше прочих, причем даже несмотря на дополнительный несъемный чехол из кожи! Материал корпуса - алюминий, корпус цельнометаллический. Как и в случае с Creative, у нас на тестировании был предсерийный образец, предоставленный производителем. По информации Oppo, в серию пойдет обновленный вариант, с еще более улучшенным качеством звука и увеличенным запасом мощности усилителя.

Denon DA-10

ЦАП основан на TI PCM1795 - это любимая микросхема японцев из Denon. Этот 32-битный преобразователь умеет играть PCM до 192 кГц и даже DSD64/128. Заявлено, что цифровая фильтрация производится за счет специальной фирменной технологии AL32 advanced DSP. Но больше всего нас поразил гигантский двухсекционный кожаный чехол в комплекте, который рассчитан на ношение и ЦАП, и смартфона сразу.

Устройство выполнено из пластика с декоративными алюминиевыми накладками и ручкой. Корпус выполнен толстым намеренно - чтобы в режиме звуковой карты было удобно крутить ручку громкости. Denon DA-10 сделан очень добротно, комплектуется ASIO-драйвером и недешев по цене. Чувствуется, что это устройство очень высокого класса, призванное конкурировать с самыми дорогими моделями, не опускаясь в массовый рынок. В комплекте даже идут провода для iOS-устройств - как с разъемом Lightning, так и 30-контактный. Все выглядит максимально продуманным.

FiiO E18 Kunlun

Китайский ЦАП FiiO с патриотичной приставкой Куньлунь (Лунные горы, крупнейшая горная система в Китае) контрастирует с предыдущим участником своей доступностью по цене и демократичностью. Тут нет ни ASIO-драйвера, ни разъема для подключения iPhone. Модель E18 Kunlun рассчитана на использование только с Android-устройствами и позволяет подключиться очень просто, миниатюрным кабелем Micro-USB-Micro-USB. Также оно подключается к ПК, после чего сразу начинает работать, не требуя драйверов. Однако есть хитрость: устройство видится в системе как цифровой S/PDIF-выход, как бы намекая ОС, чтобы микшер передавал данные побитно, не умножая и не деля цифровой поток в микшере и ничего не подмешивая к результату.

Дизайн устройства шикарный - все полностью металлическое, миниатюрное. Отметим дополнительный Micro-USB для зарядки, отличный от интерфейсного Micro-USB для сопряжения устройств. Это один из очень немногих ЦАПов, который имеет выбор режимов: PC, Phone, Charge Out (звуковая карта ПК, внешний ЦАП для Android и просто подзарядка батарейки телефона). В отличие от многих ЦАП FiiO, здесь применен не WM8740, а TI PCM1798. Регулятор громкости - Alps. Это уже вторая реинкарнация устройства, с небольшими улучшениями. Для своей невысокой стоимости ЦАП выглядит просто произведением искусства - очень грозный соперник в бюджетной категории.

Tento Porta DAC 1866

Кардинально противоположная идеология у сделанного в Германии Tento Porta DAC 1866. Этот продукт стал вершиной долгого пути приверженцев ортодоксальных ЦАПов R-2R, таких как примененный здесь Analog Devices AD1866. Этот ЦАП работает только в режиме 16 бит 44 кГц, но именно это и нужно поклонникам различных самодельных устройств с экзотической начинкой. В интернете бродит теория о том, что «золотой век» цифры закончился с приходом малобитных преобразователей с оверсемплингом. Говорят, что за высокими техническими характеристиками теряется душа звукозаписи. Собственно, долгое время так оно и было: первые 1-битные преобразователи играли просто ужасно. Сейчас ситуация совсем не такая однозначная, что бы там ни говорили отдельные анархически настроенные предводители специализированных форумов.

Итак, данный ЦАП Tento создан для тех, кто коллекционирует нестандартные продукты и ностальгирует по старым добрым временам. Из веяний прогресса тут интерфейсы Mini-USB и Bluetooth. Впрочем, есть и оптический/коаксиальный S/PDIF и нерегулируемый линейный выход. В комплекте идут очень хорошие качественные кабели, а поролоновая упаковка нас даже растрогала. Минус устройства один - не настолько маленькая цена, чтобы просто купить его себе для коллекции. Вероятно, это плата за ручную работу и производство в Германии.

Venture Craft Go DAP BXD

Японцы из Venture Craft переплюнули вычурностью всех. Это тот случай, когда мы, видавшие много чего, не выдержали и упали в обморок. Начиная с инструкции только на японском языке и заканчивая отсутствием режима работы ЦАП по шине USB при том, что разъем Micro-USB присутствует! Однако вы обязаны подключаться только по оптике или коаксиалу.

Это единственный ЦАП на очень странном преобразователе PCM5100A, но зато с Muse 8920 в предусилителе! Вы будете удивлены, но в комплекте даже идут печатные платки для подстройки демпинг-фактора балансного усилителя (!) с разъемом микроджек 2,5 мм (переходник докупается отдельно). Продукт явно для «мсье, знающих толк в извращениях». Впрочем, наушниковый усилитель - старый знакомый, MAX97220A, который себя очень хорошо зарекомендовал в известных продуктах.

Цифры паспортных характеристик устройства выглядят странными. Если импеданс 8-600 Ом шокирует своим диапазоном, то качество - ниже любого затрапезного интегрированного звука: 95 дБ сигнал/шум, 0,01% искажений. Спешим обрадовать: это самооговор производителя. Наши цифры измерений получились намного лучше: 100 дБ сигнал/шум и 0,002% искажений при любой нагрузке.

Итого: симпатичное, но очень странное, на наш европейский взгляд, устройство, все настройки которого регулируются вскрытием корпуса и перестановкой перемычек и миниатюрных печатных платок. Складывается впечатление, что это не USB ЦАП, а какой-то «тамагочи для аудиофила». Производителю наше пожелание: продумать такую же замену на миниатюрных платках блока с микросхемой ЦАП, а также реанимировать работу по USB. Это не так круто смотрится, как бутерброд из трех устройств (а именно такой пример показан на сайте производителя), но зато удобно!

Наушники

Для нашего тестирования мы специально подобрали наушники, которые соответствовали бы типичному применению высококачественных мобильных ЦАП.

В качестве внутриканальных наушников (IEM, «затычки») мы попробовали Grado GR10 (20 тыс. рублей), Fisher Audio TBA04 (10 тыс. рублей), Sennheiser IE-8i (12 тыс. рублей), Creative Aurvana in-Ear3 (6 тыс. рублей).

В итоге мы использовали Grado GR10 (32 Ом, 116 дБ/мВт) и Sennheiser IE-8i (16 Ом). Эти маленькие наушники сохраняют фирменное звучание своих больших собратьев. Очень интересные модели, достойные хорошего качественного ЦАП. Fisher Audio и Creative есть над чем поработать.

Grado RS1e (35 тыс. рублей) - прекрасные, очень ровные наушники. Импеданс 32 Ом делает их пригодными для прослушивания даже без предусилителя или же, наоборот, экономит заряд аккумулятора усилителя. Единственная особенность - это накладные (supra-aural) наушники, с прижимом прямо к ушам. Для длительного прослушивания лучше ослаблять оголовье. Звук - традиционный для классической серии Grado, очень комфортный. Возможно, есть небольшая переплата за красное дерево в оформлении.

Grado SR325is (14 тыс. рублей) - более современный вариант, ближе по звуку к серии Professional. Чашки сделаны из алюминия, что намекает на более «народную» модель. Наушники просто сразили нас наповал детальностью на СЧ. Разница между тестируемыми ЦАП проявилась на них, пожалуй, наиболее ярко. Grado SR325is играют намного дороже своей цены. После тестирования мы даже купили эту модель себе в личное пользование. Минусы тоже есть: звук более грубый, чем в серии Reference. Обязательно советуем послушать!

Audio-Technica ATH-M50x (9 тыс. рублей) - очень популярная модель с хорошо сбалансированным звуком и детальностью во всем диапазоне. Одни из лучших складных наушников, а акцент в области НЧ пригодится в дороге. Импеданс 38 Ом делает их пригодными для подключения прямо к смартфону, однако польза от отдельного усилителя есть, и немалая.

Beyerdynamic DT 1350 (16 тыс. рублей) - новинка серии Tesla, специально для портативной техники, с укороченным до 1,5 м шнуром. Очень странная модель со слабой отдачей на НЧ. В интернете отзывы делятся на две равные категории: «не понял, что это было» и «очень ровный неприукрашенный звук, я доволен». Мы, очевидно, входим в первую категорию, но не исключаем, что найдутся любители и такого звука.

Методика тестирования

Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000. Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью программы RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при подключенных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.

Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при разности громкости фонограммы всего лишь в десятые доли дБ может восприниматься как более качественное в случае более громкого варианта. При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны. Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью - это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.

Звучание

Проведение экспертизы заняло у нас несколько дней. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Мы даже специально привлекли двух независимых экспертов, чтобы лишний раз убедиться в схожести оценок у всех подготовленных слушателей. Могут быть лишь небольшие нюансы в интерпретации терминов, но не в глобальной оценке качества звука.

Определяя размах нашей шкалы, мы взяли два устройства: интегрированный звук современного ноутбука (аудиокодек Realtek ALC282) и рэковый студийный интерфейс Lynx Aurora 8. Особенности звучания Realtek: явных искажений или дефектов звука нет, но нет и детальности. Все фонограммы играют синтетически, с очень плоской стереопанорамой, не прослушиваются хвосты реверберации. Говоря аудиофильским языком, звук зажатый, безжизненный, слушать его долго очень неприятно. Интерфейс Lynx Aurora 8 высшей ценовой категории является полной противоположностью. От музыки невозможно оторваться. Стереопанорама выходит далеко за рамки комнаты, но не за счет искусственных эффектов, а благодаря высокой детальности, очень чистым и плотным средним частотам, реверберация каждого инструмента в миксе хорошо прослушивается в отдельности. Современные фонограммы с очень сильной максимизацией громкости не перегружают звуковой тракт, их искажения мистическим образом становятся едва заметными и не мешают. Все претензии и рассуждения о «бездушной цифре» непостижимым образом исчезают, в звуке становится слышно все то хорошее, чего ожидаешь от записи, и ничто не отвлекает от восприятия музыки. Вот таким и должен быть идеальный тракт. Конечно, остаются вопросы с трактовкой тембров и с абсолютным референсом. Например, часто бывает, что одно устройство имеет более чистые высокие частоты, но менее предпочтительно по звуку в каком-то другом диапазоне. Но до этой проблемы очень тонких нюансов недорогим устройствам еще нужно очень долго и упорно расти.

Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта. Не обязательно Hi-End, но удачные модели аппаратуры Hi-Fi или студийные мониторы - это необходимый минимум.

Мы отсортировали участников тестирования по местам хит-парада качества.

Venture Craft Go DAP BXD звучит хорошо и ровно, но этот ЦАП уж сликом простенький. В оправдание скажем, что функция ЦАП у него не основная, это больше аналоговый усилитель для наушников. Стойкое ощущение, что ЦАП у японцев прикручен сбоку, на всякий случай. Ну, мало ли что. 6-е место.

Tento Porta DAC 1866 сильно выделяется своим характером звука в сравнении со всеми остальными. Видимо, это и было главной целью разработчика. Уровень звука высокий, но в обморок от качества или детальности не падаешь. Никакого «золотого века цифры» лично мы здесь не услышали. Звук неплохой, немного грубоватый. Средние частоты передаются наиболее хорошо и достоверно. Мы уверены, что устройство найдет своих поклонников чистых R-2R-преобразователей. Усилитель для наушников сделан очень грамотно; судя по полному отсутствию проседания от нагрузки, в устройстве стоит мощный буфер и нулевое выходное сопротивление. 5-е место.

Очень сильно выступил FiiO E18 Kunlun. Такого звука от 1798 не ожидаешь. Такой демократичный доступный высококачественный уровень. Отставание от лидеров совсем небольшое - при очень привлекательной цене. Модель, безусловно, удачная. Высокие частоты очень чистые и детальные. Прекрасный звук. 4-е место.

Sound Blaster E5 сразил нас детальностью на средних частотах и подкупил очень широкой стереопанорамой. До лидеров осталось буквально чуть-чуть, а если ваши наушники или колонки не класса Hi-End, то никакой разницы вы, с огромной вероятностью, не услышите. Звук практически оптимальный. Это именно то, чего нам хотелось от USB ЦАП. Можно слушать долго даже на самой дорогой аппаратуре и не видеть никаких изъянов. В сравнении с Denon мы не смогли отдать предпочтение ни одному из этих устройств. Оба на одном уровне, со звуком высшей категории. Делит 2-е и 3-е место.

Denon DA-10 - отлично звучащий ЦАП. Особые заслуги на высоких частотах, характер звука ближе к аудиофильскому, нежели к аналитическому. Чувствуется какая-то своя особенная трактовка. Для поклонников марки и стационарных устройств этой японской компании - сильно рекомендуется. Делит 2-е и 3-е место.

Oppo HA-2 обходит всех хотя и очень ненамного, но уверенно. Мы не можем сказать, что звук эталонный, но он максимально детальный, и это сразу подкупает. Для раскрытия всего потенциала лучше подобрать самые качественные наушники и колонки, и тогда в звуке открывается что-то новое, ранее не слышимое. Никакого окраса или своей трактовки тут не чувствуется. Акцент с аппаратуры сразу переносится на музыку, и это здорово! 1-е место.

Звучание в колонках

Так как все USB ЦАП имеют линейный выход, нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории, 3-полосные Adam Audio.

Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках. Справедливости ради, для наушников существуют отдельные бинауральные фонограммы, записанные на искусственной голове, но дальше экспериментов дело не пошло. Главный вывод в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука - в то время как стационарные ЦАП не пригодны в качестве мобильных устройств.

Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (ни одна малейшая часть которого не была сделана в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку этих сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП за 40-100 тыс. рублей, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим ресивером и медиаплеером.

Измерения в RMAA

Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Обычные тесты в RMAA не показательны, так как не отражают особенности эксплуатации. Тесты без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.

Наушниковые усилители часто преследуют следующие проблемы: проседание АЧХ на НЧ и резкий рост искажений с падением импеданса нагрузки, а иногда и перегрузка на 16 Ом. Для сравнения обычные измерения на графиках показаны знаком «прочерк» (то есть нагрузки нет), иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ультрабуку MXP U400-08, работающему от батарейки. Измерительная карта E-MU Tracker Pre также питалась от аккумулятора ноутбука. Чтобы проиллюстрировать отсутствие помех и наводок, в список тестов включен тест номер два, «Уровень шума».

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в примерно равных условиях.

Искажения измерялись при амплитуде тестового сигнала −3 дБ и громкости около 90%. Если виден только один график АЧХ, значит, все остальные слились с ним в одну линию. Мы использовали формат 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Наш измерительный интерфейс ограничен собственным шумом около 110 дБА, что позволяет проверить качество тракта. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.

Realtek ALC282

Тест Realtek ALC282 - Realtek ALC282 16 Realtek ALC282 32 Realtek ALC282 64 Realtek ALC282 300
+0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −93,5 −90,0 −92,1 −93,4 −93,6
Гармонические искажения, % 0,0028 0,0030 0,0029 0,0022 0,0023

Venture Craft GoDAP BXD

Тест Venture Craft GoDAP BXD - Venture Craft GoDAP BXD 16 Venture Craft GoDAP BXD 32 Venture Craft GoDAP BXD 64 Venture Craft GoDAP BXD 300
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ −0,11, −0,15 −0,10, −0,14 +0,01, −0,04 +0,01, −0,04 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −99,8 −99,8 −99,7 −99,7 −99,8
Гармонические искажения, % 0,0024 0,0032 0,0028 0,0026 0,0025

Один из самых доступных смартфонов для аудиофила. Цифро-аналоговый преобразователь Asahi Kasei AK4962, громкие и качественные стереодинамики, эквалайзер Dolby Atmos для тонкой настройки звука. А главное - всего 24 тысячи за смартфон, который звучит лучше, чем флагманские Samsung или iPhone!

О звуке можно сказать следующее: насыщенная «середина», в которой низкие и высокие частоты остаются «декорациями» и отходят на второй план. В «медляках» такой звук, что называется, за душу берёт, в музыкальных треках в целом выдаёт новые детали там, где ожидаешь услышать только монотонный бубнеж бас-гитары или выработанных синтезатором звуков.

Динамики заливистые и громкие - без намёка на «басы», но с очень объёмным и правильным звучанием на любой громкости за счёт слаженной работы высоких («пищалок») и средних (мелодия, вокал) частот. В общем, тем, кто различает звук в современных мобильниках, Axon 7 mini будет люб даже вопреки своим недостаткам.

А недостатков у этой модели, надо сказать, хватает - если AMOLED-дисплей качественный и вопросов не вызывает, то старый процессор Snapdragon 617 тянет системную оболочку и приложения без энтузиазма, «через не могу». Камеры тоже не балуют качеством и примерно равны таковым в мобильниках, которые вдвое дешевле. Автономность у музыкального ZTE тоже не радует - хорошо, если дотянет до конца дня. Зато и заряжается Axon 7 mini быстро - выручает поддержка Qualcomm Quick Charge 2.0.

Highscreen Boost 3 SE Pro

Может ли российский смартфон звучать лучше американских, корейских и японских конкурентов? Оказывается, может - Boost 3 не назовёшь всесторонне развитым смартфоном, но звук в наушниках у этой неказистой с виду модели впечатляет.

Вы можете сказать, что ЦАП ESS9018K2M сам по себе не ультра-крутой, чтобы петь ему дифирамбы, но важен не размер, а умение, как говорят умудренные опытом барышни. Так вот, об умении: Highscreen умудрились доставить аудиопоток так, чтобы Андроид не попортил его по дороге (ну не рассчитывали Google на то, что «зелёного робота» будут использовать люди, которым нужен звук лучше, чем в аудиодорожках на YouTube!). А ещё Boost 3 SE радует отсутствием нахлобученных поверх системы автоматических «улучшайзеров» - вся мощь усилителя ADA4897-2 доступна сразу, в аудиоплеере, и ею можно управлять напрямую. Да так, что переборщив, и оглохнуть недолго! Но новички не доберутся до таких настроек, а опытные ребята смогут отрегулировать звук под себя таким образом, чтобы «больше ничего не было надо».

Highscreen Boost 3 SE Pro

Правда, в остальном Boost 3 - не роскошь, а средство передвижения. Дешёвый с виду, с прожорливым старым процессором, дешёвым экраном, некачественным динамиком, ужасными камерами, страшным, как моя жизнь, аудиоплеером... Кроме звука в этой модели крутая разве что автономность (а помните ли вы, старики мобильной индустрии, о знаменитых смартфонах-долгожителях серии Boost?), а всё остальное с трудом тянет на 17 тысяч рублей, при живом-то Xiaomi Mi5. Но Boost 3 недорог, ремонтопригоден и очень люб аудиофилам за вседозволенность в настройке звука и его детализацию в наушниках. Без внимания не останется.

Meizu Pro 6 Plus

Самый быстрый смартфон с качественным звуком. Многострадальная модель Meizu Pro 6 поначалу «не взлетела», потому что вместо долгожданных процессоров Samsung китайцы были вынуждены установить десятиядерный, горячий, прожорливый и не флагманский по быстродействию MediaTek Helio X25 (он же MT6797T). Получилось не очень - смартфон, конечно, хорошо звучал, но расстраивал нагревом, плохой автономностью и не блистал в играх.

Pro 6 Plus вышел только в конце 2016 года, когда пальму первенства по скорости работы уже перехватил Huawei с его 6-дюймовым лопатофоном. Поэтому совершить прорыв уровня старого Meizu Pro 5 (с рекордно быстрым процессором, как у Galaxy S6, но лучшим звуком и бОльшим быстродействием) новинке не удалось.

Meizu Pro 6 Plus

Да и леший бы с ним, с быстродействием - оно находится на уровне Snapdragon 820, то есть, достаточно крутое, чтобы чувствовать себя вольготно даже с Quad HD-дисплеем на борту. Важно другое - перед нами редкий в российской рознице смартфон, который способен одинаково хорошо «наваливать» в играх, снимать качественные фото, а когда всё это надоест - радовать качественным звуком в наушниках.

В сравнении с уже упомянутыми смартфонами в этой статье Pro 6 Plus звучит не так страстно, «высококалорийно» и надрывно, но ЦАП ESS ES9018K2M однозначно превосходит все интегрированные в ваши Snapdragon’ы аудиопроцессоры, а усилитель ADI AD45275 «прокачивает» даже массивные наушники. Если хотите образных сравнений, Meizu Pro 6 Plus похож на спортивный внедорожник - способен «наваливать» на асфальте и месить грязь. При такой универсальности уже никому нет дела, что «УАЗики», наподобие Highscreen, способны впечатлить владельца на бездорожье в большей степени.

Vivo X7 Plus

Только вот не надо «это что ещё за чудо?» - в Китае Vivo супер-популярен и любим . В России о нём знают только избранные - энтузиасты, которые не брезгуют ковырять прошивку, чтобы русифицировать её или добавить Google-сервисы в смартфоны, разработанные китайцами для китайцев.

Впрочем, сегодня мы говорим о звуке и о том, что смартфоны способны предоставить вдобавок к этому самому звуку. Vivo X7 Plus предлагает ЦАП AK4376 - преобразователь, который разработали с учётом компромиссов касательно энергопотребления, допустимой мощности и прочих нюансов в смартфонах.

То есть, не ждите от X7 Plus концепции «мы пожертвовали всем, чтобы сделать звук крутым» - эта модель как раз о том, как взять всего понемногу и создать сбалансированный смартфон.

Так вот - Full HD AMOLED-дисплей, 4000 мАч, тонкий металлический корпус, 4 Гбайт оперативной памяти и суровые $590 (~35 тысяч рублей) за «китайфон» с хорошим звуком. Наглость? Может быть, но есть мнение, что миллионы китайцев не могут ошибаться.

ZTE Nubia Z11

Если вы не китаец и не собираетесь покупать какой-то там Vivo только из патриотических соображений и мнимого баланса характеристик, вот вам самый крутой аудиофильский мобильник современности. Второй ZTE в нашем списке? Да, но что поделать, если Samsung и Huawei не интересуются качественным звуком в смартфонах (по крайней мерее, до 2017 года) вообще, LG не в состоянии довести звучание своих V10/V20 до конкурентоспособного уровня, а HTC почти всегда клеит шильдик BoomSound на модели со стандартным (пусть и приправленным эквалайзером) Snapdragon «под капотом» или, в лучшем случае, довольствуется дискретным ЦАМ производства Qualcomm?

Народ просит, значит надо:) Здравствуйте, уважаемые читатели сайта сайт, по многочисленным просьбам пишу обзор на внешний цап Sabaj DA2. В таком крохотном корпусе размером с флешку мы получаем: поддержку DSD, разрешение до 768 кГц/32 бит (маркетинг, на деле - всё скромнее), качественный цап ESS SABRE9018Q2C со встроенным усилителем.

Область применения данного девайса: планшеты, смартфоны, тв-приставки, ноутбуки, компьютеры. Просто подключаем по юсб, настраиваем, устанавливаем драйвер, а затем подключаем наушники и наслаждаемся, всё просто. Повторюсь, несмотря на габариты, внутри можем наблюдать неплохую начинку, о ней чуть позже.

Характеристики:

Максимальное разрешение: до 768 кГц/32 бит, DSD512.
Питается от USB.
Цап: SABRE9018Q2C
Соотношение сигнал/шум: 108 дБ

Более полные характеристики:

Коробка.
Поставляется DA2 в маленькой картонной, квадратной коробке, на лицевой стороне красуется знак «Hi-Res Audio». Картон у коробки плотный, так что по пути никто мой цап не раздавил.


Сбоку имеются сертификаты качества.


Нижнюю часть коробки удерживают две именные наклейки:


Обратная сторона, здесь размещена контактная информация.


Открыв коробку, можно увидеть сам цап на поролоновой подложке, левее спрятаны 3 кабеля для подключения.

Комплектация.
Производитель радует, он положил сразу 3 коротких кабеля, на все случаи жизни. Длина каждого составила 20 сантиметров. На каждом штекере имеется защитная плёночка, дабы не царапались.
Первый кабель: USB - Micro USB (для подключения к компьютеру, или любому другому устройству, где есть обычный USB, хотя можно через OTG к телефону)
Второй кабель: Micro USB - Micro USB (для подключения к смартфонам с разъёмом Micro USB)
Третий кабель: Micro USB - Type-C (для подключения к смартфонам с разъёмом usb Type-C)


Еще есть инструкция на китайском и английском языках, она небольшая, но на ней уместили всё, что нужно.

Внешний вид, размер, вес.
А вот тут шок, он реально как маленькая флешка или зажигалка, сказать, что я был удивлён - не сказать ничего. Предлагаю вам фото, на котором: флешка, плеер Zishan Z3, аккумулятор формата AA.


Зажигалка, спички, Creative SB Play, Walnut V2.







Весит 9 грамм.


Размер настолько мал, что использовать DA2 со смартфоном - удобно, хотя я ожидал именно неудобств при использовании в паре с мобильником, на деле, для меня он скорее как продолжение кабеля.


Корпус выполнен из двух тонких половинок алюминия, покрытие держится, но насколько хватит я не знаю.
Разъём micro-usb. Кабель вставляется плотно, но заметен люфт вверх-вниз (если специально расшатать плату), то есть люфт самой платы внутри корпуса.


С другой стороны разъём 3.5 миллиметра для наушников. Штекер входит сначала легко, а затем с щелчком получается хороший-надёжный контакт.


На лицевой стороне: металлические кнопки регулировки громкости, есть пометка + -, кнопки немного гремят, но некритично, громкость так же можно регулировать в самой системе, на windows 8.1 я это делаю при помощи ползунка в микшере. В играх же конечно удобнее кнопками.


На обратной стороне: 4 хлипких винта, которые удерживают конструкцию, ссылка на официальный сайт, пометка наушников и юсб.


Место стыка на корпусе, шов заметный.


Индикатор синий, заметил, что если в AIMP выбрать максимальное разрешение, то при воспроизведении будет уже смесь синего и розового цвета. А если DSD - горит красным. Светит он не ярко а скорее тускло, заклеивать его не нужно.


Качеством корпуса я остался доволен, да, кнопки имеют люфт небольшой, да винты не очень, платка немного двигается. Я думаю это нормально, в любом случае можно разобрать и исправить эти моменты.

Нагрев.
Устройство греется, но руку не обжигает, тёплое.

Подключаем к пекарне.
Для начала нужно установить драйвер USB XMOS. Проверял на Windows 8.1, 64bit. Ссылка:
Без драйвера цап не определяется в системе! Далее появится значок снизу «Xmos USB DAC Driver Control Panel», в нём есть следующие настройки, в основном они касаются USB.











Определился в системе как SABAJ USB DAC:

В системе выбираем его «по умолчанию».

Максимальное разрешение:

Из плееров я использую AIMP и foobar2000, и там и там можно выбрать режим ASIO, и в AIMP можно выбрать максимальное разрешение до 384 кГц.




Еще пробовал плеер WINYL, так же можно выбрать ASIO или например wasapi. Музыку я в основном слушаю в Lossless, DSD реже (но ведь надо затестить:), для DSD был установлен плагин SACD Decoder для foobar2000, проведены необходимые настройки. Альбомов в DSD переслушал не мало, особенно понравился этот:
«Lyn Stanley - Interludes - 2015/2018 (Vocal Jazz) », как сказал один комментатор «я сейчас вообще всё закончу», звучит альбом как в «живую», вокал реалистичный, а ты как бы на сцене в первых рядах сидишь:). Натуральные тарелки, барабаны, в общем на ура альбомчик зашёл:)
Потребляемый ток:
В простое.


При воспроизведении на максимальной громкости.

Подключаем к смартфону на Android.
Можно подключить как через комплектный кабель:


Так и через OTG переходник, проверено - работает.


Далее был установлен плеер Hiby Music, который при подключении DA2 - предлагает его выбрать и воспроизводить звук именно через него.




На смартфоне Xiaomi Redmi Note 3 pro: работает, но где-то один раз за день проскакивает баг, вместо звука идёт неприятное шипение. с ZTE Z17 Mini такого глюка не замечал. Может питания не хватает, или еще что…

Начинка.
Разобрать легко, на корпусе находятся 4 винтика, каждый выкручиваем и получаем доступ к плате. Винты маленькие, крохотные, долго подбирал нужную насадку для отвёртки, набор у меня дешевый (Jackly за 15$). Винты были из коробки ослаблены, затянули их не до конца. Шляпки винтов и резьбы в металле совсем слабые, я думаю нет смысла разбирать более одного-двух раз.


Две металлические половинки корпуса распадаются, кнопки + - съёмные, под платкой еще находилась заглушка, функция которой как я понимаю - надёжная фиксация всей конструкции.


Металл тонкий, а плата отдельно весит еще меньше:


Далее фото в макросъёмке, из-за размеров платы, сделать нормальные фотографии было тяжело, потратил более часа только на эти фото, но всё же получилось по итогу неплохо, всё видно в подробностях.
Плата помещается на пальце:


Разъём микро юсб пока держится, вроде припаяли нормально, рядом индикатор событий.


Генератор:


Разъём 3.5мм, из какого-то твердого пластика, рядом две кнопки + -.


С другой стороны:


Цап: SABRE9018Q2C (все фото кликабельны, все наименования видны вблизи)


USB Xmos Чип.









Качеством пайки я доволен, плата чистая. Ну и в нагрузку фото от производителя.

Как звучит.
Для оценки звучания я использовал гарнитуру Meze 11 (стоимость около 60-ти долларов), Meze 12 (80$), так же акционные Hifiman RE400 (25$), гибридные Kinera Seed (50$), и огромное количество недорогих наушников (Urbanfun Hi-Fi, Arvicka Hybrid, Qian 25, Qian 69, Mevi Hi-Fi, Tennmak Bass, BlitzWolf BW-VOX1, Z&W Panda PK2s, Beyerdynamic DP100 и многие другие).

Звучание богоподобное, Sabaj DA2 мне нравится даже больше, чем DAC X6. Звук здесь не знаю как правильно сказать, он именно правильный, более детальный, более чистый, бас здесь более текстурный и он быстр. Звук ровный, нейтральный, может чуть светлый с легким подъёмом на высоких частотах. Очень детальный, прям очень, даже на низкой громкости ты слышишь всякие фишки заднего плана, и звучит это непривычно. Инструменты разделяются, они отличимы каждый по отдельности. На низкой громкости детализация сохраняется, а на высокой отсутствует бубнеж, бас неплохо контролируется.

Бас.
Бас очень хорошо контролируется, он хлёсткий, быстрый, где нужно есть панч. СЧ он не заглушает. Разрешение хорошее, живая музыка звучит великолепно, слышны все нюансы записи. Создаётся так называемый эффект «натянутой струны», это когда вместо бубнежа и мути - настоящие, подвижные низкие частоты. Количество нч среднее, не назову DA2 устройством для басхэда, но сказать, что тут именно нехватка баса… нет, его вполне достаточно. На самом деле проще подобрать наушники, и не париться. Одна придирка: мне хотелось бы чуть чуть больше суббаса, так как я привык к DAC X6, а там его чуть больше.

Середина.
Средние частоты открытые, натуральные, сцена в глубину средняя, в ширину выше средней, то есть довольно широкая. Вокал звучит близко, возвышаясь над инструментами. Струнные, скрипки-гитары, а так же барабаны - конфетка.

Верха.
Режут слух только на низкокачественных композициях, и там где этих самых верхов - много. Так же режут слух с наушниками типа Арвики, KZ ZS5, Yersen Fen 2000, не очень приятны с RE400 (для меня ярко). С чем попало он не зазвучит, дешевые гибриды за 15-20 долларов здесь не канают, лучше подбирать нейтральные или с уклоном в бас. Понравились однодрайверные Meze, думаю нормально зайдут Shozy Zero. Возможно только у меня такое впечатление, я люблю когда вч сглажены и отодвинуты подальше.

Со всеми перечисленными наушниками я не ощутил нехватки громкости, запас есть. Уровень шумов при паузе например минимальный, то есть не слышны какие-то посторонние шумы и помехи. Обрывов при воспроизведении не замечал, к компьютеру подключаю через кабель от Ugreen.

Так же напрашивается сравнение с цапом, который был у меня на .
И он так же на сабре (ESS 9023). А сравнивать нечего, дешевый 9023 звучит мутновато, с приглушенными вч, уступая по деталям заметно. Вообще про ESS Sabre пишут, мол они яркие, детальные, и в случае с DA2 так и есть, а если взять тот дешманский 9023, ну вообще ничего общего, вообще, прям полная противоположность, поэтому само название чипа мало о чём говорит, ведь на звучание так же влияет обвязка.

Личное мнение: мне Sabaj DA2 понравился, не смотря на то, что он больше подходит к портативным устройствам, я люблю послушать его и дома, на компьютере или ноутбуке, очень уж мне по душе пришлось звучание данного брелка. Звук полноценный, взрослый, в общем достойный продукт.

На этом у меня всё, большое спасибо за внимание.

Планирую купить +49 Добавить в избранное Обзор понравился +53 +101

Многие любители качественной музыки ищут смартфоны с ЦАП. Разбираемся, что это такое и зачем нужно.

Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) применяется в смартфонах, ноутбуках, планшетах, аудиоплеерах и других устройствах, чтобы цифровой формат аудиофайлов мог воспроизводиться посредством аналогового сигнала через наушники и встроенный динамик смартфона. Простыми словами, ЦАП позволяет улучшить качество звука.

От уровня выделенного ЦАП зависит качество звука, который способен воспроизвести мобильный телефон. Эффективная работа преобразователя позволяет выдать звук, максимально приближенный к реальному - тому, на который звукорежиссер ориентировался при создании мелодии.

Форматы аудиофайлов

Чтобы в полной мере реализовать потенциал ЦАП, музыки и аудиодорожек в формате MP3 будет недостаточно. Прирост в качестве звучания с задействованным ЦАП станет ощутим при воспроизведении Lossless-файлов в форматах FLAC, WAW или APE.

Есть мнение, что звук с минимальным битрейтом преобразователь не улучшает, а более явно проявляет его недостатки, поэтому для получения качественного звука рекомендуют воспроизводить более продвинутые форматы аудио.

Виды ЦАП в смартфонах

ЦАП в гаджетах может быть представлен в виде отдельного чипа или интегрирован в составную часть аппаратного кодека (как встроенная видеокарта в компьютере). Поддержка в смартфоне выделенного ЦАП для воспроизведения звука в наушниках говорит о серьезности в подходе производителя и музыкальной направленности устройства.

Премиальные и флагманские смартфоны с аппаратными кодеками в тандеме с оптимально подобранными наушниками среднего и высокого ценового сегмента иногда способны выдать качественный звук, но истинным аудиофилам этого может быть недостаточно.

OTG-ЦАП

OTG-ЦАП - специальные устройства, которые можно подключать к смартфонам через OTG, своего рода, портативные ЦАП. Несмотря на габариты и непрактичность в транспортировке, такая связка все еще актуальна среди любителей качественного звука.

С выходом LG G2 необходимость в подобных устройствах снизилась - с этого устройства началась эра интеграции полноценных преобразователей. Многие современные смартфоны оснащаются ЦАП:

  • Флагманы линейки Samsung Galaxy - Wolfson.
  • Meizu - ESS Sabre.
  • LG - ESS Sabre.
  • HTC - WCD9335.
  • ZTE - Asahi Kasei.
  • Nubia - АКМ.
  • iPhone - Cirrus Logic.

Аппаратная составляющая современных смартфонов, развитие программного обеспечения и наличие высококлассных наушников позволяют наслаждаться качественным звуком в большинстве гаджетов среднего ценового сегмента, но все равно смотрятся предпочтительнее.

  • Выходная мощность: > 300 мВт @ 32 Ω
  • Поддерживаемые частоты: 32 КГц, 44.1 КГц, 48 КГц, 96 КГц
  • Поддерживаемая битовая глубина: 16 бит и 24 бита
  • Коэффициент гармонических искажений:
  • Соотношение сигнал/шум: > 106 дБ
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 КГц (± 0.2 дБ)
  • Рекомендуемый импеданс наушников: 16 Ω – 150 Ω
  • Батарея: 3500 мА/ч, Li-Pol
  • Размеры: 130 мм × 66,2 мм × 14,6 мм
  • Вес: 162 гр

Упаковка и комплект поставки

Ставшая знакомой за несколько последних лет белая коробка из плотного картона с фотографией устройства. На одном из торцов — наклейка с кодом для проверки на оригинальность продукта.

В комплекте поставки есть все, о чем только можно мечтать. Сам усилитель в чехле занимает центральное место в упаковке, кроме него вы получите:

  • 4 резиновых кольца для крепления E18 к смартфону обычного и большого размера,
  • ножки, которые вы можете наклеить на E18, чтобы уберечь его от царапин при настольном использовании,
  • короткий аудиокабель с двумя угловыми 3,5-мм разъемами,
  • кабель-адаптер для подключения S/PDIF,
  • пару кабелей для подключения смартфонов через USB OTG,
  • пару кабелей для подключения Е18 к компьютеру.

Хочу отдельно отметить чехол: в Fiio отправили на свалку истории псевдобархат и сделали чехол с немного зауженным верхом на резинке, что делает его куда более удобным в использовании.

Как видите, комплект поставки максимально возможный.

Дизайн и управление

Во внешнем облике E18 тоже заметен отход от традиций, заложенных E07 и E17. Новый портативный «комбайн» больше похож на усилитель E12 . Пропал экран, цифровая регулировка громкости, само устройство стало ощутимо больше. Размер E18 почти один в один совпадает с iPhone 5, что немало, хотя на фоне современных Android-смартфонов этот ЦАП выглядит почти изящно. Увеличенный размер в первую очередь способствовал установке очень емкого аккумулятора в 3500 мА/ч, что позволяет E18 работать 12 часов в режиме ЦАП+усилитель или все 25 только усилителем. Разработчики также прекрасно понимают проблему владельцев современных смартфонов, поэтому E18 может при необходимости подзаряжать ваш телефон.

Внешне E18 очень похож на E12, за исключением декоративной серебристой полосы в верхней части. Тот же тонкий корпус со скосами по бокам, тот же черный алюминий с поперечными полосами текстуры. За прошедшие годы Fiio шагнули далеко вперед в области качества сборки, не стал исключением и E18 - позолоченные разъемы расположены строго по центру устройства, никаких швов и стыков, переключатели и регуляторы четко фиксируются и ходят достаточно туго для исключения случайных срабатываний.

Все элементы управления и интерфейсы расположены в торцах устройства. В верхней части находятся регулятор громкости, совмещенный с выключателем, гнездо выхода на наушники, универсальное гнездо линейного выхода/входа, переключатель усиления баса и переключатель gain. На правом торце сверху находятся три кнопки управления воспроизведением, позволяющие переключать треки, не задействуя экран вашего смартфона. Что особенно радует, они работают, даже когда E18 подключен к ноутбуку с OS X. В нижней части вы найдете два гнезда micro USB, переключатель режима работы и гнездо коаксиального выхода. Вместо экрана для индикации используются 4 небольших светодиода: три показывают уровень заряда аккумулятора, один служит индикатором включения.

Из всех элементов управления, наибольший интерес представляют именно два гнезда внизу и переключатель между ними.

Micro USB разъемов на нижней панели устройства два, так как в Fiio приняли очень мудрое решение и разделили зарядку устройства и подключение его по USB к компьютеру. Дело в том, что 5 вольт, которые отдаются для питания устройства по USB зачастую не очень хорошо отфильтрованы, и использование их для питания аудиоустройства приводит к появлению шума. В E07 и E17 это решалось с помощью отключения зарядки устройства через меню, что не очень удобно. В E18 пошли дальше и сделали для зарядки отдельный разъем: во-первых, это проще, чем переключатель в меню, во-вторых, разделение питания и сигнала на отдельные кабели - правильное решение с точки зрения звука. Кстати, помимо USB, можно использовать для зарядки качественный блок питания с USB-разъемом.

Переключатель снизу отвечает за то, в каком режиме ваш E18 будет подключаться к смартфонам: или как внешний ЦАП, для тех устройств, что понимают аудио через USB OTG, или как зарядное устройство, одновременно эти две функции выполнять невозможно. Кстати, будьте внимательны, чтобы не подключить E18 в режиме power bank к компьютеру: зарядить ноутбук он все равно не сможет.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование:

  • Apple MacBook Pro 15″ early 2011
  • Decibel в роли плеера
  • Записи в lossless-форматах
  • Audio-GD NFB-6 в роли усилителя
  • Наушники: AKG K702, Philips Fidelio X1 , Fischer Audio FA-003W «Non-profit»

Для обеспечения совместимости с Android-устройствами в E18 в роли USB-контроллера использован чип Tenor Te7022, ЦАПом служит хорошо зарекомендовавшая себя микросхема PCM1798. ЦАП умеет работать с сигналом вплоть до 32 бит/192 кГц, но в связи с ограничением Te7022, E18 поддерживает только 24 бит/96 кГц (что, впрочем, более чем достаточно для портативного устройства). В случае подключения к Android - все будет ограничено возможностями этой ОС, и, скорее всего, ЦАП будет работать в режиме 16 бит/44.1 кГц. Усилитель построен на связке из OPA1642 и двух LMH6643, что дает примерно ту же выходную мощность, что у E17. Традиционно низкий выходной импеданс устройства позволяет без проблем использовать его с многодрайверными «арматурными» наушниками, обычно чувствительными к этому параметру.

Для начала я оценил E18 в режиме ЦАПа, спасибо Fiio за то, что в E18 добавили линейный выход (в предыдущих моделях для этого нужен был хитрый переходник). Тут на полную раскрывается новый чип. Как большинство ЦАПов на микросхемах от Ti, E18 имеет звук с небольшим уклоном в теплоту, акцентом на бас и приближенные средние частоты. Это дает напористое и энергичное звучание, которое здорово подходит для большинства музыкальных жанров. «Расплачиваться» за это придется некоторым уменьшением воздушности и легкости верхних частот. Лично мне это кажется разумной сделкой, но тут в игру вступают личные вкусы, и только каждый отдельный покупатель способен решить является ли такой обмен интересным для него.

Также я послушал E18 в режиме усилителя. Именно так его можно использовать с большинством техники, не понимающей USB OTG. В этом режиме E18 работает вполне на уровне ближайших конкурентов, кое в чем даже превосходя их. Низкий уровень собственного шума (черный фон), хороший контроль большинства наушников (за исключением тугих динамических и изодинамических моделей), нейтральная подача без излишних отклонений в ту или иную сторону. Имеется традиционный для техники Fiio усилитель баса, поднимающий АЧХ на участке до 1 кГц, максимум в +6 дБ приходится на область в 50 гЦ. Это усиление баса часто позволяет добавить музыке недостающей плотности, особенно в случаях плохого качества записи.

Также без малейших проблем E18 работает и как внешний ЦАП при подключении к компьютеру, с хорошим плеером, работающим с устройством в Hog Mode, звук получается очень детальный, с неплохим драйвом и энергетикой.

Очень хорошо устройство справляется с наводками от телефона (не удивительно для устройства, которое предполагается носить на задней стороне смартфона): при низком gain и средней чувствительности наушников их не слышно, на чувствительных наушниках или при высоком gain наводки становятся слегка слышимыми, но на вполне терпимом уровне.

Выводы

Очень интересное устройство: новый для техники Fiio драйвовый звук (хотя, возможно, это изменение придется не всем по душе), богатая функциональность, долгое время работы, хороший дизайн и качество сборки. Добавив к этому доступную цену в 160 долларов, мы получаем очень интересное устройство. Компактных ЦАПов с поддержкой Android сейчас не так много, и их ценники заметно выше, но как это было с плеером Fiio X3, конкуренты подтянутся и представят свое видение устройства в данном ценовом сегменте, хотя к тому времени инженеры Fiio будут уже работать над чем-то новым.