Ios        06.07.2023   

Как получить звук аудиофильского качества от обычного смартфона? Sabaj Da1 - портативный ЦАП начального уровня Hi fi плеер с функцией usb цап.

Данные отзывы написаны реальными покупателями внешних ЦАПов в нашем магазине. Мы не публикуем фамилии клиентов из соображений сохранности персональных данных. Покупая у нас тот или иной товар, вы также имеете возможность добавить свой отзыв.

Шикарный цап. Перешел на него с TEAC UD 501. У 501го по сравнению с 505м заметно приподняты края диапазона слишком густой бас и яркие ВЧ. У этого же все ровно. Бас плотный и фактурный, ВЧ аккуратные. При одной и той же кабельной обвязке (силовой кабель DH LABS RED WAVE) 501й "подсвистывал" на вокале на ярких записях. При прослушивании каларатурного сопрано 501й отдавал откровенной синтетикой. 505й же звучит натурально на тех же самых моментах. Очень детальный и комфортный, что абсолютно соответствует его классу. Имеет отличный усилитель для наушников. Пробовал рекабленые SENNHEISER HD 650 (300 ом) Раскачивает вполне, и еще запас по громкости остается. Сравнивал звучание с TEAC HA 501, по ощущениям, не беря в расчет различные силовые кабеля установленные на них и соединяющий межблок, звучат примерно одинаково. Но там отдельное аналоговое устройство работающее в классе А, а тут, соседствующие цифровые цепи.... В общем с наушниками тоже "зачет"! Единственный, я считаю, большой минус-это то, что когда вставлен джек автоматически отключаются оба линейных выхода. И для перехода прослушивания на акустике и обратно в наушниках придется постоянно вставлять и вынимать джек из гнезда что быстро приведет к износу самого гнезда и стиранию металлизации дорого джека. Так что продолжаю использовать HA 501 в качестве усилителя для наушников.

Купил для подключения наушников к телевизуру самунг, т.к. у него только оптический аудио выход. ЦАП с оптическим кабелем подошёл отлично наушники работают. Правда когда заходишь в Youtub у ЦАПа гаснит синяя лампочка и наушники не работают. Для меня это не критично, может позже разберусь с этим. Но оценку поставил отлично.

ЦАП заметно улучшит качество сигнала по сравнению с любой встроенной звуковой картой. Выполнен минималистично. Никаких кнопок, никаких настроек. Просто работает. Стоит недорого в сравнении с альтернативными вариантами.

Приобретённый внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic 100 Silver был подключен к моему проигрывателю Onkyo C-7030 через оптический кабель Kennerton MOF-010 1.5 m. Усилитель Onkyo A-9110, акустика Polk T-50. ЦАП великолепен, отрабатывает отлично. Завораживающее звучание, раскладывает по инструментам музыкальное произведение сохраняя объёмность и сцену. Потрясающая детальность. Любимые композиции приобрели новую глубину и чёткость. Честно, не ожидал такой прыти от маленького девайса... Из недостатков пожалуй одна - чувствителен к температуре. Это и в инструкции оговорено. Первоначально ЦАП был установлен в маленьком объёме стойки для аппаратуры. После 50 минут работы он просто отключился. Видимо сработала защита. После устранения окружающего маленького пространства, гонял его почти 6 часов, всё работает отлично. Добротный ЦАП. Рекомендую.

ЦАП (или цифро-аналоговый преобразователь) преобразует цифровой код в приятную музыку. ЦАП есть внутри вашего телефона и в ноутбуке, но если вы хотите наслаждаться действительно качественным звучанием, тогда лучше обзавестись внешним преобразователем.

Какой же портативный ЦАП самый лучший?

Chord Mojo. Несмотря на то, что этот ЦАП похожий на странное маленькое устройство с круглыми кнопками, тем не менее это не мешает ему быть далеко впереди конкурентов.
А все потому, что он продается по приемлемой цене и позволяет вдохнуть новую жизнь в вашу цифровую музыку без каких-либо сложных манипуляций.

В этом рейтинге мы отбирали только портативные преобразователи, которые питаются от ноутбука или имеют встроенный аккумулятор. Но всех их объединяет одно – они отлично подходят для улучшения качества звучания ваших цифровых музыкальных плееров и смартфонов. Почти все портативные ЦАП имеют встроенные усилители для наушников.

Все модели значительно улучшают качество звучания ваших цифровых файлов, но если вы слушаете музыку с потокового сервиса Spotify или компакт-диска, убедитесь, что вы выбрали максимальное качество. Ведь чем лучше исходное качество, тем лучше сможет работать преобразователь.

Также стоит обратить внимание на качество используемых наушников. Даже не думайте о покупке портативного ЦАП, если у вас низкокачественная гарнитура.

Рейтинг: лучший портативный ЦАП для наушников

Лучший ЦАП: Chord Mojo

Рейтинг: ★★★★☆
Не имеющий ничего общего с трендовыми расцветками, массивный цельнометаллический Chord Mojo является отличным преобразователем с процессором Xilinx Artix-7 FPGA, который способен работать с любыми звуковыми файлами от 44,1 кГц до 768 кГц в форматах PCM, WAV, AAC, AIFF, MP3 и FLAC.

Он достаточно дорогой как для портативного ЦАП, но по производительности он не намного хуже своего старшего брата Chord Hugo, поэтому через время вы поймете, что Chord Mojo – это выгодная покупка.

Он прост в использовании, приятный на ощупь и сделан исключительно из авиационного алюминия, в нем отсутствует дисплей, но вы можете увидеть, работает ли устройство, через кнопку питания. Она загорается красным для 44.1 КГц, зеленым для 96 кГц и белым для DSD. У него есть похожие с Explorer 2 функции. Правда, для подключения к iPhone через USB вам понадобится адаптер для кабеля Lightening, который придется купить отдельно.

Самый красивый ЦАП: Oppo HA-2 SE

Рейтинг: ★★★★☆
Если вы не готовы тратить так много на Mojo, но в то же время вы не хотите жертвовать стилем ради звучания, тогда Oppo HA-2 SE – это идеальный компромисс, который предлагает исключительную производительность как усилитель для наушников. Да и помимо прочего, этот ЦАП выглядит очень стильно, ведь его корпус украшен роскошной натуральной кожей.

HA-2 SE может справиться с высококачественными музыкальными файлами до 32 бит/384 кГц PCM и DSD256, с его помощью вы сможете насладиться динамическим звучанием с высокой детализацией. Устройство имеет кнопку для усиления баса, если вам его не хватает, но в то же время, это его единственное слабое звено, так как бас в таком случае будет не очень четким.

Возможности подключения впечатляют, ЦАП предлагает порт USB для вашего MacBook, разъем microUSB для смартфонов на базе Android, и 3,5-миллиметровый вход для практически всего остального, а еще в комплект Oppo входит по кабелю для каждого порта.

Аккумулятор здесь на 3000 мАч, от которого, кстати, также можно зарядить свой смартфон. Его хватает на 7 часов при работе с цифровыми данными, и на 13 часов при воспроизведении аналогового сигнала, чего вполне достаточно для того, чтобы порадовать даже самого придирчивого меломана.

Лучший беcпроводной ЦАП: Astell & Kern XB10

Рейтинг: ★★★★☆
Этот 23-граммовый ЦАП с Bluetooth размером с печенье добавит возможность беспроводной связи – вы сможете насладиться 5 часами воспроизведения музыки, вы также сможете регулировать громкость, управлять воспроизведением музыки, отвечать на звонки, но благодаря встроенному 24-битному ЦАП вы еще и сможете слушать высококачественную музыку…но, только если у вас есть aptX-совместимый плеер или телефон.

Как мы уже упоминали, стример оснащен 192 кГц/24-битным ЦАП и аналоговым усилителем, который, независимо от размера проигрываемого файла, улучшит звучание вашего трека. Если вы любите слушать музыку громко, это крошечное устройство поможет вам в этом, даже если вы будете слушать потоковое не самое качественное mp3 через бюджетные наушники.

Обзаведитесь aptX-совместимым высококачественным плеером, например, Astell & Kern KANN, и хорошими проводными наушниками (XB10 может работать даже с довольно серьезными моделями, и даже имеет 2,5-миллиметровый разъем), и вы почувствуете разницу.

Рейтинг: ★★★★☆ | Цена: 11 700 руб.
Разработанный, чтобы существенно улучшить качество звучания вашего лэптопа, этот ЦАП в алюминиевом корпусе питается через порт USB и имеет аналоговый 3.5-миллиметровый вход для подключения ваших наушников. Он может справиться с высококачественными файлами до 24 бит/192 кГц и первый в своем роде поддерживает технологию MQA (Master Quality Authenticated), которая разбивает оригинальные записи на более мелкие файлы, которые легче скачивать и транслировать, но которые имеют лучшее качество, чем на CD.

В настоящее время лучше всего слушать MQA-файлы будет через аккаунт Tidal Premium Hi-Fi, и с помощью Explorer 2. Но зато вы получаете исключительную детализацию, выходящую за рамки обычного потокового качества.

Очевидно, что качество звучания потоковых файлов будет немного ниже, если вы слушаете музыку с Spotify или iTunes, но все равно разница довольно ощутима по сравнению с обычным звучанием вашего ноутбука.

Всех участников сегодняшнего тестирования отличают небольшие габариты и возможность автономной работы от встроенной мощной батареи. Таким образом, устройства в первую очередь рассчитаны на использование со смартфонами и портативными плеерами. Однако ничто не мешает использовать их с настольным компьютером и ноутбуком - ведь встроенный наушниковый усилитель способен справиться не только с портативными моделями наушников, но и с полноразмерными, и даже с очень низкой чувствительностью. Более того, выделенный линейный выход позволяет подключать активные колонки в дополнение к наушникам. Так что, говоря «USB ЦАП для мобильных устройств», не будем забывать, что это поистине универсальные устройства. Сфера их применения очень широка и явно выходит за рамки варианта «послушать музыку в дороге». Например, у трех участников из шести есть продвинутый фирменный ASIO-драйвер, а у двух из них - возможность воспроизведения PCM вплоть до 384 кГц и DSD. Такие возможности выводят их на уровень традиционных внешних USB ЦАП.

В чем же отличие от габаритных стационарных ЦАП? Дело, в основном, в мелких неудобствах: все входные-выходные разъемы только формата миниджек, отсутствует экранчик. А вот цифровые входы и выходы S/PDIF, присущие «большим» устройствам, сохраняются.

Рассмотрим участников подробнее.

Creative Sound Blaster E5

Это новая, наиболее продвинутая модель производителя, с 4-ядерным DSP-процессором на борту, с аппаратным эквалайзером и тонной обработок Creative. При подключении к компьютеру Sound Blaster E5 превращается в полноценную звуковую карту с АЦП, драйверами, внутренним микшером, входом для гарнитуры, линейным входом и всем прочим. При подключении к смартфону или планшету - это полноценный USB ЦАП с батарейкой внутри. Есть выделенный полноразмерный USB-вход для iOS/Android-устройств. Micro-USB - только для компьютера и подзарядки батарейки. Есть и Bluetooth для беспроводного использования, например в качестве гарнитуры - в карту встроены микрофоны. Для iOS/Android есть специальное приложение, которое управляет всеми настройками внутреннего процессора с мобильного телефона.

От этой карты Creative никто не ждал чудес - недорогая (MSRP $200), с очень спорным дизайном, кучей обработок SBX Pro Studio, о которых ни на какой студии не слышали. Мы уже устали критиковать Creative за стремление «напихать всего и побольше», чтобы удовлетворить сразу всех пользователей. В итоге получается комбайн, который ничего толком не может делать хорошо. Пользователи, которым нужно много фич и наплевать на качество звука, оказываются не готовы платить высокую цену за карту. А те, кто готов платить, требуют в первую очередь качество звука, рассматривая все остальное как бесплатный бонус.

На поверку оказалось, что Sound Blaster E5 - это полностью новая разработка, которая не имеет ничего общего со всеми предыдущими бюджетными USB-картами Creative и кардинально отличается от младших моделей E1 и E3. В новой карте E5 в единственной все сделано так, как нам хотелось бы. Есть нормальная прямая поддержка от 44,1 до 192 кГц и на удивление отличная начинка:

  • ЦАП Cirrus Logic CS4398
  • АЦП Cirrus Logic CS5361
  • Наушниковый усилитель Texas Instruments TPA6120A2

Понятно, что даже хорошая начинка - еще не гарантия качества. Однако в сравнении с довольно неплохой новой картой E3, не говоря уже обо всех предшествующих Omni и пр., старшая модель E5 заиграла на порядок лучше! Драйвера проработаны намного лучше, есть специальный режим Direct Mode, явно отключающий всю обработку, ASIO-драйвер поддерживает все частоты и работает корректно. Карта разработана очень тщательно и внушает большие надежды. (Во многом это стало результатом нашего постоянного давления на Creative с опорой на читателей и с цитатами их мнений с нашего форума.) Из уникальных функций E5 - два выхода на наушники, микрофонный массив из трех встроенных микрофонов с датчиком положения в пространстве, в комплекте идет держатель с креплением на микрофонную стойку. Все-таки маркетинг Creative не удержался и напихал в карту всего побольше, под самую завязку.

Отметим, что у E5 сравнительно громоздкий корпус, регулятор громкости без насечек, подключение Android-устройств по Micro-USB невозможно. Но доступная цена и выдающийся звук для многих перевесят эти небольшие недостатки и маркетинговые причуды сингапурцев. В целом, совершенно неожиданно получился сильнейший конкурент на рынке и звуковых карт под USB, и мобильных USB ЦАПов.

Oppo HA-2

Разработчики Oppo смогли удивить потрясающим дизайном и самой интригующей начинкой: ЦАП ESS Sabre32 9018 в его мобильной версии 2M. Это выглядит вполне закономерно, так как стационарный ЦАП Oppo HA-1 основан на оригинальном ESS Sabre32 9018 для компонентных устройств Hi-End. Данная микросхема обладает на сегодня рекордными характеристиками сигнал/шум и Кг, превосходящими с большим отрывом все остальные микросхемы ЦАП. Прочие производители нечасто используют 9018, так как она очень дорогая и требует большого опыта ее «готовки» (китайские самодельные киты с eBay почему-то «не звучат»). Еще один бонус от применения Sabre32 - поддержка PCM до 384 кГц и DSD64/128/256. Разработчики Oppo предусмотрели и ASIO-драйвера с возможностью поставить очень большой буфер до 8192 семпла и выбрать высокий приоритет передачи USB-потока в системе.

Таким образом, USB ЦАП Oppo HA-2 был очень тщательно проработан и подготовлен для самых требовательных и продвинутых пользователей. Недостаток, вероятно, только в не самой доступной цене. Зато Oppo HA-2 - самый тонкий внешний ЦАП среди всех участников. Он в разы тоньше прочих, причем даже несмотря на дополнительный несъемный чехол из кожи! Материал корпуса - алюминий, корпус цельнометаллический. Как и в случае с Creative, у нас на тестировании был предсерийный образец, предоставленный производителем. По информации Oppo, в серию пойдет обновленный вариант, с еще более улучшенным качеством звука и увеличенным запасом мощности усилителя.

Denon DA-10

ЦАП основан на TI PCM1795 - это любимая микросхема японцев из Denon. Этот 32-битный преобразователь умеет играть PCM до 192 кГц и даже DSD64/128. Заявлено, что цифровая фильтрация производится за счет специальной фирменной технологии AL32 advanced DSP. Но больше всего нас поразил гигантский двухсекционный кожаный чехол в комплекте, который рассчитан на ношение и ЦАП, и смартфона сразу.

Устройство выполнено из пластика с декоративными алюминиевыми накладками и ручкой. Корпус выполнен толстым намеренно - чтобы в режиме звуковой карты было удобно крутить ручку громкости. Denon DA-10 сделан очень добротно, комплектуется ASIO-драйвером и недешев по цене. Чувствуется, что это устройство очень высокого класса, призванное конкурировать с самыми дорогими моделями, не опускаясь в массовый рынок. В комплекте даже идут провода для iOS-устройств - как с разъемом Lightning, так и 30-контактный. Все выглядит максимально продуманным.

FiiO E18 Kunlun

Китайский ЦАП FiiO с патриотичной приставкой Куньлунь (Лунные горы, крупнейшая горная система в Китае) контрастирует с предыдущим участником своей доступностью по цене и демократичностью. Тут нет ни ASIO-драйвера, ни разъема для подключения iPhone. Модель E18 Kunlun рассчитана на использование только с Android-устройствами и позволяет подключиться очень просто, миниатюрным кабелем Micro-USB-Micro-USB. Также оно подключается к ПК, после чего сразу начинает работать, не требуя драйверов. Однако есть хитрость: устройство видится в системе как цифровой S/PDIF-выход, как бы намекая ОС, чтобы микшер передавал данные побитно, не умножая и не деля цифровой поток в микшере и ничего не подмешивая к результату.

Дизайн устройства шикарный - все полностью металлическое, миниатюрное. Отметим дополнительный Micro-USB для зарядки, отличный от интерфейсного Micro-USB для сопряжения устройств. Это один из очень немногих ЦАПов, который имеет выбор режимов: PC, Phone, Charge Out (звуковая карта ПК, внешний ЦАП для Android и просто подзарядка батарейки телефона). В отличие от многих ЦАП FiiO, здесь применен не WM8740, а TI PCM1798. Регулятор громкости - Alps. Это уже вторая реинкарнация устройства, с небольшими улучшениями. Для своей невысокой стоимости ЦАП выглядит просто произведением искусства - очень грозный соперник в бюджетной категории.

Tento Porta DAC 1866

Кардинально противоположная идеология у сделанного в Германии Tento Porta DAC 1866. Этот продукт стал вершиной долгого пути приверженцев ортодоксальных ЦАПов R-2R, таких как примененный здесь Analog Devices AD1866. Этот ЦАП работает только в режиме 16 бит 44 кГц, но именно это и нужно поклонникам различных самодельных устройств с экзотической начинкой. В интернете бродит теория о том, что «золотой век» цифры закончился с приходом малобитных преобразователей с оверсемплингом. Говорят, что за высокими техническими характеристиками теряется душа звукозаписи. Собственно, долгое время так оно и было: первые 1-битные преобразователи играли просто ужасно. Сейчас ситуация совсем не такая однозначная, что бы там ни говорили отдельные анархически настроенные предводители специализированных форумов.

Итак, данный ЦАП Tento создан для тех, кто коллекционирует нестандартные продукты и ностальгирует по старым добрым временам. Из веяний прогресса тут интерфейсы Mini-USB и Bluetooth. Впрочем, есть и оптический/коаксиальный S/PDIF и нерегулируемый линейный выход. В комплекте идут очень хорошие качественные кабели, а поролоновая упаковка нас даже растрогала. Минус устройства один - не настолько маленькая цена, чтобы просто купить его себе для коллекции. Вероятно, это плата за ручную работу и производство в Германии.

Venture Craft Go DAP BXD

Японцы из Venture Craft переплюнули вычурностью всех. Это тот случай, когда мы, видавшие много чего, не выдержали и упали в обморок. Начиная с инструкции только на японском языке и заканчивая отсутствием режима работы ЦАП по шине USB при том, что разъем Micro-USB присутствует! Однако вы обязаны подключаться только по оптике или коаксиалу.

Это единственный ЦАП на очень странном преобразователе PCM5100A, но зато с Muse 8920 в предусилителе! Вы будете удивлены, но в комплекте даже идут печатные платки для подстройки демпинг-фактора балансного усилителя (!) с разъемом микроджек 2,5 мм (переходник докупается отдельно). Продукт явно для «мсье, знающих толк в извращениях». Впрочем, наушниковый усилитель - старый знакомый, MAX97220A, который себя очень хорошо зарекомендовал в известных продуктах.

Цифры паспортных характеристик устройства выглядят странными. Если импеданс 8-600 Ом шокирует своим диапазоном, то качество - ниже любого затрапезного интегрированного звука: 95 дБ сигнал/шум, 0,01% искажений. Спешим обрадовать: это самооговор производителя. Наши цифры измерений получились намного лучше: 100 дБ сигнал/шум и 0,002% искажений при любой нагрузке.

Итого: симпатичное, но очень странное, на наш европейский взгляд, устройство, все настройки которого регулируются вскрытием корпуса и перестановкой перемычек и миниатюрных печатных платок. Складывается впечатление, что это не USB ЦАП, а какой-то «тамагочи для аудиофила». Производителю наше пожелание: продумать такую же замену на миниатюрных платках блока с микросхемой ЦАП, а также реанимировать работу по USB. Это не так круто смотрится, как бутерброд из трех устройств (а именно такой пример показан на сайте производителя), но зато удобно!

Наушники

Для нашего тестирования мы специально подобрали наушники, которые соответствовали бы типичному применению высококачественных мобильных ЦАП.

В качестве внутриканальных наушников (IEM, «затычки») мы попробовали Grado GR10 (20 тыс. рублей), Fisher Audio TBA04 (10 тыс. рублей), Sennheiser IE-8i (12 тыс. рублей), Creative Aurvana in-Ear3 (6 тыс. рублей).

В итоге мы использовали Grado GR10 (32 Ом, 116 дБ/мВт) и Sennheiser IE-8i (16 Ом). Эти маленькие наушники сохраняют фирменное звучание своих больших собратьев. Очень интересные модели, достойные хорошего качественного ЦАП. Fisher Audio и Creative есть над чем поработать.

Grado RS1e (35 тыс. рублей) - прекрасные, очень ровные наушники. Импеданс 32 Ом делает их пригодными для прослушивания даже без предусилителя или же, наоборот, экономит заряд аккумулятора усилителя. Единственная особенность - это накладные (supra-aural) наушники, с прижимом прямо к ушам. Для длительного прослушивания лучше ослаблять оголовье. Звук - традиционный для классической серии Grado, очень комфортный. Возможно, есть небольшая переплата за красное дерево в оформлении.

Grado SR325is (14 тыс. рублей) - более современный вариант, ближе по звуку к серии Professional. Чашки сделаны из алюминия, что намекает на более «народную» модель. Наушники просто сразили нас наповал детальностью на СЧ. Разница между тестируемыми ЦАП проявилась на них, пожалуй, наиболее ярко. Grado SR325is играют намного дороже своей цены. После тестирования мы даже купили эту модель себе в личное пользование. Минусы тоже есть: звук более грубый, чем в серии Reference. Обязательно советуем послушать!

Audio-Technica ATH-M50x (9 тыс. рублей) - очень популярная модель с хорошо сбалансированным звуком и детальностью во всем диапазоне. Одни из лучших складных наушников, а акцент в области НЧ пригодится в дороге. Импеданс 38 Ом делает их пригодными для подключения прямо к смартфону, однако польза от отдельного усилителя есть, и немалая.

Beyerdynamic DT 1350 (16 тыс. рублей) - новинка серии Tesla, специально для портативной техники, с укороченным до 1,5 м шнуром. Очень странная модель со слабой отдачей на НЧ. В интернете отзывы делятся на две равные категории: «не понял, что это было» и «очень ровный неприукрашенный звук, я доволен». Мы, очевидно, входим в первую категорию, но не исключаем, что найдутся любители и такого звука.

Методика тестирования

Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000. Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью программы RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при подключенных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.

Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при разности громкости фонограммы всего лишь в десятые доли дБ может восприниматься как более качественное в случае более громкого варианта. При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны. Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью - это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.

Звучание

Проведение экспертизы заняло у нас несколько дней. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Мы даже специально привлекли двух независимых экспертов, чтобы лишний раз убедиться в схожести оценок у всех подготовленных слушателей. Могут быть лишь небольшие нюансы в интерпретации терминов, но не в глобальной оценке качества звука.

Определяя размах нашей шкалы, мы взяли два устройства: интегрированный звук современного ноутбука (аудиокодек Realtek ALC282) и рэковый студийный интерфейс Lynx Aurora 8. Особенности звучания Realtek: явных искажений или дефектов звука нет, но нет и детальности. Все фонограммы играют синтетически, с очень плоской стереопанорамой, не прослушиваются хвосты реверберации. Говоря аудиофильским языком, звук зажатый, безжизненный, слушать его долго очень неприятно. Интерфейс Lynx Aurora 8 высшей ценовой категории является полной противоположностью. От музыки невозможно оторваться. Стереопанорама выходит далеко за рамки комнаты, но не за счет искусственных эффектов, а благодаря высокой детальности, очень чистым и плотным средним частотам, реверберация каждого инструмента в миксе хорошо прослушивается в отдельности. Современные фонограммы с очень сильной максимизацией громкости не перегружают звуковой тракт, их искажения мистическим образом становятся едва заметными и не мешают. Все претензии и рассуждения о «бездушной цифре» непостижимым образом исчезают, в звуке становится слышно все то хорошее, чего ожидаешь от записи, и ничто не отвлекает от восприятия музыки. Вот таким и должен быть идеальный тракт. Конечно, остаются вопросы с трактовкой тембров и с абсолютным референсом. Например, часто бывает, что одно устройство имеет более чистые высокие частоты, но менее предпочтительно по звуку в каком-то другом диапазоне. Но до этой проблемы очень тонких нюансов недорогим устройствам еще нужно очень долго и упорно расти.

Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта. Не обязательно Hi-End, но удачные модели аппаратуры Hi-Fi или студийные мониторы - это необходимый минимум.

Мы отсортировали участников тестирования по местам хит-парада качества.

Venture Craft Go DAP BXD звучит хорошо и ровно, но этот ЦАП уж сликом простенький. В оправдание скажем, что функция ЦАП у него не основная, это больше аналоговый усилитель для наушников. Стойкое ощущение, что ЦАП у японцев прикручен сбоку, на всякий случай. Ну, мало ли что. 6-е место.

Tento Porta DAC 1866 сильно выделяется своим характером звука в сравнении со всеми остальными. Видимо, это и было главной целью разработчика. Уровень звука высокий, но в обморок от качества или детальности не падаешь. Никакого «золотого века цифры» лично мы здесь не услышали. Звук неплохой, немного грубоватый. Средние частоты передаются наиболее хорошо и достоверно. Мы уверены, что устройство найдет своих поклонников чистых R-2R-преобразователей. Усилитель для наушников сделан очень грамотно; судя по полному отсутствию проседания от нагрузки, в устройстве стоит мощный буфер и нулевое выходное сопротивление. 5-е место.

Очень сильно выступил FiiO E18 Kunlun. Такого звука от 1798 не ожидаешь. Такой демократичный доступный высококачественный уровень. Отставание от лидеров совсем небольшое - при очень привлекательной цене. Модель, безусловно, удачная. Высокие частоты очень чистые и детальные. Прекрасный звук. 4-е место.

Sound Blaster E5 сразил нас детальностью на средних частотах и подкупил очень широкой стереопанорамой. До лидеров осталось буквально чуть-чуть, а если ваши наушники или колонки не класса Hi-End, то никакой разницы вы, с огромной вероятностью, не услышите. Звук практически оптимальный. Это именно то, чего нам хотелось от USB ЦАП. Можно слушать долго даже на самой дорогой аппаратуре и не видеть никаких изъянов. В сравнении с Denon мы не смогли отдать предпочтение ни одному из этих устройств. Оба на одном уровне, со звуком высшей категории. Делит 2-е и 3-е место.

Denon DA-10 - отлично звучащий ЦАП. Особые заслуги на высоких частотах, характер звука ближе к аудиофильскому, нежели к аналитическому. Чувствуется какая-то своя особенная трактовка. Для поклонников марки и стационарных устройств этой японской компании - сильно рекомендуется. Делит 2-е и 3-е место.

Oppo HA-2 обходит всех хотя и очень ненамного, но уверенно. Мы не можем сказать, что звук эталонный, но он максимально детальный, и это сразу подкупает. Для раскрытия всего потенциала лучше подобрать самые качественные наушники и колонки, и тогда в звуке открывается что-то новое, ранее не слышимое. Никакого окраса или своей трактовки тут не чувствуется. Акцент с аппаратуры сразу переносится на музыку, и это здорово! 1-е место.

Звучание в колонках

Так как все USB ЦАП имеют линейный выход, нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории, 3-полосные Adam Audio.

Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках. Справедливости ради, для наушников существуют отдельные бинауральные фонограммы, записанные на искусственной голове, но дальше экспериментов дело не пошло. Главный вывод в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука - в то время как стационарные ЦАП не пригодны в качестве мобильных устройств.

Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (ни одна малейшая часть которого не была сделана в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку этих сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП за 40-100 тыс. рублей, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим ресивером и медиаплеером.

Измерения в RMAA

Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Обычные тесты в RMAA не показательны, так как не отражают особенности эксплуатации. Тесты без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.

Наушниковые усилители часто преследуют следующие проблемы: проседание АЧХ на НЧ и резкий рост искажений с падением импеданса нагрузки, а иногда и перегрузка на 16 Ом. Для сравнения обычные измерения на графиках показаны знаком «прочерк» (то есть нагрузки нет), иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ультрабуку MXP U400-08, работающему от батарейки. Измерительная карта E-MU Tracker Pre также питалась от аккумулятора ноутбука. Чтобы проиллюстрировать отсутствие помех и наводок, в список тестов включен тест номер два, «Уровень шума».

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в примерно равных условиях.

Искажения измерялись при амплитуде тестового сигнала −3 дБ и громкости около 90%. Если виден только один график АЧХ, значит, все остальные слились с ним в одну линию. Мы использовали формат 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Наш измерительный интерфейс ограничен собственным шумом около 110 дБА, что позволяет проверить качество тракта. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.

Realtek ALC282

Тест Realtek ALC282 - Realtek ALC282 16 Realtek ALC282 32 Realtek ALC282 64 Realtek ALC282 300
+0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −93,5 −90,0 −92,1 −93,4 −93,6
Гармонические искажения, % 0,0028 0,0030 0,0029 0,0022 0,0023

Venture Craft GoDAP BXD

Тест Venture Craft GoDAP BXD - Venture Craft GoDAP BXD 16 Venture Craft GoDAP BXD 32 Venture Craft GoDAP BXD 64 Venture Craft GoDAP BXD 300
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ −0,11, −0,15 −0,10, −0,14 +0,01, −0,04 +0,01, −0,04 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −99,8 −99,8 −99,7 −99,7 −99,8
Гармонические искажения, % 0,0024 0,0032 0,0028 0,0026 0,0025

  • Выходная мощность: > 300 мВт @ 32 Ω
  • Поддерживаемые частоты: 32 КГц, 44.1 КГц, 48 КГц, 96 КГц
  • Поддерживаемая битовая глубина: 16 бит и 24 бита
  • Коэффициент гармонических искажений:
  • Соотношение сигнал/шум: > 106 дБ
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 КГц (± 0.2 дБ)
  • Рекомендуемый импеданс наушников: 16 Ω – 150 Ω
  • Батарея: 3500 мА/ч, Li-Pol
  • Размеры: 130 мм × 66,2 мм × 14,6 мм
  • Вес: 162 гр

Упаковка и комплект поставки

Ставшая знакомой за несколько последних лет белая коробка из плотного картона с фотографией устройства. На одном из торцов — наклейка с кодом для проверки на оригинальность продукта.

В комплекте поставки есть все, о чем только можно мечтать. Сам усилитель в чехле занимает центральное место в упаковке, кроме него вы получите:

  • 4 резиновых кольца для крепления E18 к смартфону обычного и большого размера,
  • ножки, которые вы можете наклеить на E18, чтобы уберечь его от царапин при настольном использовании,
  • короткий аудиокабель с двумя угловыми 3,5-мм разъемами,
  • кабель-адаптер для подключения S/PDIF,
  • пару кабелей для подключения смартфонов через USB OTG,
  • пару кабелей для подключения Е18 к компьютеру.

Хочу отдельно отметить чехол: в Fiio отправили на свалку истории псевдобархат и сделали чехол с немного зауженным верхом на резинке, что делает его куда более удобным в использовании.

Как видите, комплект поставки максимально возможный.

Дизайн и управление

Во внешнем облике E18 тоже заметен отход от традиций, заложенных E07 и E17. Новый портативный «комбайн» больше похож на усилитель E12 . Пропал экран, цифровая регулировка громкости, само устройство стало ощутимо больше. Размер E18 почти один в один совпадает с iPhone 5, что немало, хотя на фоне современных Android-смартфонов этот ЦАП выглядит почти изящно. Увеличенный размер в первую очередь способствовал установке очень емкого аккумулятора в 3500 мА/ч, что позволяет E18 работать 12 часов в режиме ЦАП+усилитель или все 25 только усилителем. Разработчики также прекрасно понимают проблему владельцев современных смартфонов, поэтому E18 может при необходимости подзаряжать ваш телефон.

Внешне E18 очень похож на E12, за исключением декоративной серебристой полосы в верхней части. Тот же тонкий корпус со скосами по бокам, тот же черный алюминий с поперечными полосами текстуры. За прошедшие годы Fiio шагнули далеко вперед в области качества сборки, не стал исключением и E18 - позолоченные разъемы расположены строго по центру устройства, никаких швов и стыков, переключатели и регуляторы четко фиксируются и ходят достаточно туго для исключения случайных срабатываний.

Все элементы управления и интерфейсы расположены в торцах устройства. В верхней части находятся регулятор громкости, совмещенный с выключателем, гнездо выхода на наушники, универсальное гнездо линейного выхода/входа, переключатель усиления баса и переключатель gain. На правом торце сверху находятся три кнопки управления воспроизведением, позволяющие переключать треки, не задействуя экран вашего смартфона. Что особенно радует, они работают, даже когда E18 подключен к ноутбуку с OS X. В нижней части вы найдете два гнезда micro USB, переключатель режима работы и гнездо коаксиального выхода. Вместо экрана для индикации используются 4 небольших светодиода: три показывают уровень заряда аккумулятора, один служит индикатором включения.

Из всех элементов управления, наибольший интерес представляют именно два гнезда внизу и переключатель между ними.

Micro USB разъемов на нижней панели устройства два, так как в Fiio приняли очень мудрое решение и разделили зарядку устройства и подключение его по USB к компьютеру. Дело в том, что 5 вольт, которые отдаются для питания устройства по USB зачастую не очень хорошо отфильтрованы, и использование их для питания аудиоустройства приводит к появлению шума. В E07 и E17 это решалось с помощью отключения зарядки устройства через меню, что не очень удобно. В E18 пошли дальше и сделали для зарядки отдельный разъем: во-первых, это проще, чем переключатель в меню, во-вторых, разделение питания и сигнала на отдельные кабели - правильное решение с точки зрения звука. Кстати, помимо USB, можно использовать для зарядки качественный блок питания с USB-разъемом.

Переключатель снизу отвечает за то, в каком режиме ваш E18 будет подключаться к смартфонам: или как внешний ЦАП, для тех устройств, что понимают аудио через USB OTG, или как зарядное устройство, одновременно эти две функции выполнять невозможно. Кстати, будьте внимательны, чтобы не подключить E18 в режиме power bank к компьютеру: зарядить ноутбук он все равно не сможет.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование:

  • Apple MacBook Pro 15″ early 2011
  • Decibel в роли плеера
  • Записи в lossless-форматах
  • Audio-GD NFB-6 в роли усилителя
  • Наушники: AKG K702, Philips Fidelio X1 , Fischer Audio FA-003W «Non-profit»

Для обеспечения совместимости с Android-устройствами в E18 в роли USB-контроллера использован чип Tenor Te7022, ЦАПом служит хорошо зарекомендовавшая себя микросхема PCM1798. ЦАП умеет работать с сигналом вплоть до 32 бит/192 кГц, но в связи с ограничением Te7022, E18 поддерживает только 24 бит/96 кГц (что, впрочем, более чем достаточно для портативного устройства). В случае подключения к Android - все будет ограничено возможностями этой ОС, и, скорее всего, ЦАП будет работать в режиме 16 бит/44.1 кГц. Усилитель построен на связке из OPA1642 и двух LMH6643, что дает примерно ту же выходную мощность, что у E17. Традиционно низкий выходной импеданс устройства позволяет без проблем использовать его с многодрайверными «арматурными» наушниками, обычно чувствительными к этому параметру.

Для начала я оценил E18 в режиме ЦАПа, спасибо Fiio за то, что в E18 добавили линейный выход (в предыдущих моделях для этого нужен был хитрый переходник). Тут на полную раскрывается новый чип. Как большинство ЦАПов на микросхемах от Ti, E18 имеет звук с небольшим уклоном в теплоту, акцентом на бас и приближенные средние частоты. Это дает напористое и энергичное звучание, которое здорово подходит для большинства музыкальных жанров. «Расплачиваться» за это придется некоторым уменьшением воздушности и легкости верхних частот. Лично мне это кажется разумной сделкой, но тут в игру вступают личные вкусы, и только каждый отдельный покупатель способен решить является ли такой обмен интересным для него.

Также я послушал E18 в режиме усилителя. Именно так его можно использовать с большинством техники, не понимающей USB OTG. В этом режиме E18 работает вполне на уровне ближайших конкурентов, кое в чем даже превосходя их. Низкий уровень собственного шума (черный фон), хороший контроль большинства наушников (за исключением тугих динамических и изодинамических моделей), нейтральная подача без излишних отклонений в ту или иную сторону. Имеется традиционный для техники Fiio усилитель баса, поднимающий АЧХ на участке до 1 кГц, максимум в +6 дБ приходится на область в 50 гЦ. Это усиление баса часто позволяет добавить музыке недостающей плотности, особенно в случаях плохого качества записи.

Также без малейших проблем E18 работает и как внешний ЦАП при подключении к компьютеру, с хорошим плеером, работающим с устройством в Hog Mode, звук получается очень детальный, с неплохим драйвом и энергетикой.

Очень хорошо устройство справляется с наводками от телефона (не удивительно для устройства, которое предполагается носить на задней стороне смартфона): при низком gain и средней чувствительности наушников их не слышно, на чувствительных наушниках или при высоком gain наводки становятся слегка слышимыми, но на вполне терпимом уровне.

Выводы

Очень интересное устройство: новый для техники Fiio драйвовый звук (хотя, возможно, это изменение придется не всем по душе), богатая функциональность, долгое время работы, хороший дизайн и качество сборки. Добавив к этому доступную цену в 160 долларов, мы получаем очень интересное устройство. Компактных ЦАПов с поддержкой Android сейчас не так много, и их ценники заметно выше, но как это было с плеером Fiio X3, конкуренты подтянутся и представят свое видение устройства в данном ценовом сегменте, хотя к тому времени инженеры Fiio будут уже работать над чем-то новым.