Android        13.12.2023   

Шлюзы Сайменского канала, облом с паромом и очередные укрепления линии обороны Салпа (Финляндия). Шлюзы Сайменского канала, облом с паромом и очередные укрепления линии обороны Салпа (Финляндия) Новый договор аренды

Буквально пару дней назад я рассказывал о финской , возведенной в 1941-1944 годах для защиты от СССР. Мы говорили о том, что общая длина укреплений достигает 1200км и они вытянулись от побережья Финского залива до Баренцева моря на крайнем севере. Сегодня, абсолютно случайно вновь наткнулся на части линии Салпа, я просто ехал в музей камня Ylamaa Spectrolite , который должен был посетить по программе пресс-тура. Музей расположен в 15 минутах езды от пограничного перехода с Россией Торфяновка - Vaalimaa, а после него я решил сделать круговой маршрут назад в Лаппеенранту по второстепенным грунтовым дорогам и посмотреть пару деревянных церквей. Надо сказать, что церкви я так и не отыскал, зато наткнулся на несколько обьектов линии Салпа не обозначенную на туристических картах. А ближе к вечеру прокатился на прогулочном пароходе через шлюзы Сайменского канала.

Но начну с самого начала. Музей камня неплохой (моей спутнице понравился), но я далек от тематики украшений и драгоценностей, так что от комментариев воздержусь; пресс-тур это все же не только путешествия, но и обязательная часть программы -

А потом были мои любимые бункера. Их точное месторасположение на Google.Maps -

После полутора часов "кручения" по грунтовым дорогам приграничной зоны юго-востока Финляндии, выбрался наконец на трассу (ура, снова асфальт) и взял направление на местечко Suur Saimaa, откуда надеялся заехать с машиной на паром и переплыть гигантское озеро Саймаа. Но я "прокололся" дважды: во-первых зарядил дикий дождь с которым не справлялись дворники и ехать пришлось еле-еле чтобы не вылететь с дороги, а во-вторых отмеченная на карте паромная переправа давно не действовала. И мне пришлось возвращаться в Лаппеенранту так и не выполнив задуманное. Вот паромный маршрут, который я задумал, но так и не реализовал. С другой стороны посмотрели красивые виды на озеро Саймаа и прогулялись по лесу -

Еще я пообедал, купив в супермаркете кусок лосося, пару бананов и коробку черной смородины. И знаете что вам скажу? Это в сто раз вкуснее и приятнее, что все шикарные рестораны вместе взятые, в которых я питался последние дни. Серьезно, у меня не укладываются в голове счета за скромную трапезу в 60 евро; хорошо, что плачу не я, а организаторы - лично мне бы не пришло в голову отдавать такие офигенные суммы за суп и кусок мяса. Здесь же 300 грамм лосося куплены за 3,95 евро, бананы еще около 1 евро, смородина 4 евро и все, прекрасно пообедал -

Пикник на обочине, что называется -

Собственно, озеро Саймаа -

Неработающая паромная переправа -

А вечером в программе был 3-часовой круиз по озеру Саймаа на корабле. Покупая билеты в кассе на причале в Лаппеенранте, обратил внимание на рекламу круизов отсюда в Выборг. Интересен подобный круиз тем, что вы проходите через Сайменский канал и несколько шлюзов. Их организует местная компания Saimaa Travel и стоит удовольствие 63 евро. В принципе слышал о них и раньше, но здесь увидел воочию, что билеты спокойной продаются в кассе и корабли курсируют ежедневно. Можно ли отправиться на корабле в обратном направлении, т.е поймать его в Выборге и приплыть в Лаппеенранту - не выяснял. Пограничный контроль проходят прямо в здании лаппеенратского морвокзала -

Лаппеенрантский целлюлозно бумажный комбинат, кстати, один из самых крупных в мире производителей бумаги. Лично мне жаль миллионы срубленных деревьев -

Входим в Сайменский канал -

Кстати, канал имеет очень интересную историю. Как гласит Википедия, канал был построен в 1845-1856 годы в и впервые пущен 7 сентября 1856 года. Капитально реконструирован в 1963-1968 годы. Он имеет протяженность около 60 километров, из которых 25 находятся на территории России. Смысл таков, что через этот канал проходят суда из озера Саймаа в Финский залив. Выход канала находится чуть южнее Выборга. До "Зимней войны" 1940-го года весь канал был на территории Финляндии, а теперь финны вынуждены арендовать южную часть канала у России. В Лаппеенранте находится интересный музей истории Сайменского канала , куда стоит заглянуть всем, кто данной тематикой интересуется.

В моем случае речь шла о круизе по озеру Саймаа и прохождению пары шлюзов. Разумеется, что я бы предпочел вместо этого круиз в Выборг, но программа - есть программа. Кстати, я впервые в жизни проходил шлюз, это нечто незабываемое -

Глядите, как убывает вода и судно стремительно опускается на дно шлюза -

Еще 3 минуты и мы в самом низу. Главное чтобы не прорвало шлюз и масса воды не смяла наше суденышко. Шучу, тут все продумано -

Сайменский канал (карта, приведенная ниже, поможет читателю разобраться с его местоположением) - это между Выборгским заливом (Россия) и озером Сайма (Финляндия). Открыто данное сооружение в 1856 году. Общая протяженность составила 57,3 км, из них России принадлежат 34 км, а Финляндии - 23,3 км.

История создания

Первые попытки соединить Финский залив и озеро Сайма предпринимались еще в 1500 и 1511 годах губернатором Выборга Эриком Туресоном Бьелке. Следующая попытка была сделана в 1600-м, в это время были произведены две выемки, однако на этом все и закончилось. Уже в царствование Екатерины Великой предлагался новый план - поскольку осуществляет соединение озера Сайма с то предполагалось соорудить канал в обход Иматры. Однако слишком большие расходы, которые необходимо было затратить на данный проект, стали причиной отказа от приведения этого плана в исполнение. В 1826 году на заседании городских судов Карелии и Саволакса было решено направить депутацию крестьян в Петербург к императору для того, чтобы он осуществил соединение озерного края с приморскими городами. Приняв и выслушав депутатов, Николай Первый приказал произвести необходимые изыскания. Однако реальных средств найдено не было, в связи с этим к прокладке канала не приступили. В следующий раз этот вопрос поднял губернатор Выборга Август Рамзай в 1834 году. Ход этому делу дали сенатор Л. Ф. Гартман (начальник финансовой экспедиции) и князь Меньшиков. В городе Выборг учредили комитет для составления сметы и плана данного проекта. Для первоначальных исследований пригласили известного шведского инженера. В результате его работы выяснилось, что воды озера находятся выше уровня моря на 256 футов, и стоимость данного сооружения составит три миллиона рублей. Необходимая сумма была ассигнована с рассрочкой на пятнадцать лет.

И вот, в 1845 году начались строительные работы. В их процессе шведский инженер Нильс Эриксон внес некоторые улучшения в план канала. Первоначально руководителем этой строительной компании был барон Карл Розенкампф, который получил прозвище «барон каналов». Однако в 1846 году он скончался, и на его место назначили генерал-майора Шернваля. Все строительные работы велись за счет казны Финляндии. Общая стоимость составила 12,4 миллионов финских марок. Общая длина сооружения - 54,5 версты, на этом отрезке было возведено двадцать восемь шлюзов из гранита.

Мы строили, строили и наконец построили…

26 августа 1856 года произошло торжественное открытие этого сооружения. Приурочено оно было к коронации Императора Александра Второго. Финляндия гордилась Сайменским каналом, который помогал проникнуть в пустынные районы страны. Особую прелесть ему придавала первозданная красота природы. По берегам канала были установлены памятные знаки с надписью на шведском и русском языках, на которых перечислялись все деятели, причастные к созданию данного сооружения. Все строительство выполнено весьма оригинально и смело, учитывая, что разность уровней соединяемых вод делала течение в канале чрезвычайно стремительным.

Открытие состоялось на четыре года раньше запланированного. Еще одной особенностью данного проекта стала дешевизна такого гигантского объема работ. Здесь сыграли свою роль следующие факторы: честность и распорядительность финских управляющих, а также дешевизна рабочей силы, ведь здесь были в основном задействованы арестанты.

Значение канала

Сайменский канал имел огромное значение для развития этого региона. и Саволакса наконец-то освободилось от исключительной экономической зависимости отдаленных гаваней Ладоги и Ботнического залива (его северной части). Польза от эксплуатации данного сооружения могла бы быть еще значительней, если бы руководители проекта смогли устранить корыстное вмешательство купеческого лобби. Так, из боязни потерять монополию в торговле они посредством интриг и других методов добились того, что пропускная способность шлюзов была ограничена. В результате все суда, идущие этим путем, должны были иметь ширину корпуса не более семи метров. В противном случае весь товар необходимо было перегружать в Выборге на подходящие под эти требования корабли. Таким способом несколько купеческих фирм обеспечивали монополию на экспорт. И, как следствие, Сайменский канал из Выборга потерял большую часть своего значения для развития данного края. Однако позже, во время реконструкции этого сооружения, ширину шлюзов существенно увеличили.

Озеро Сайма в дореволюционных русских путеводителях

В 1870 году было открыто сквозное пассажирское железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Это событие сделало доступным для общества красивейшие места южной Финляндии. Железнодорожное сообщение дало новый толчок к развитию Карельского перешейка и всей прилегающей местности. Здесь начали возникать поселки, строиться курорты и санатории, прокладываться грунтовые дороги, связывающие различные населенные пункты и железную дорогу. Огромную роль в новом освоении этого края играл Сайменский канал. Теперь он выполнял функции не только по развитию торговых отношений. Стали популярными круизы в Финляндию, к озеру Сайма и водопаду Иматра. Так, эти места начали попадать в русскую литературу, которая описывает культурные памятники этого района. Одновременно с этим появилась литература, направленная на популяризацию информации об этом регионе и пропаганду его достопримечательностей, а также создание нового имиджа. Выпускались специальные путеводители, описывающие Сайменский канал и его окрестности. Большинство из них содержали сведения о маршрутах движения, почтовых станциях, о расписании пароходов и поездов, сведения о гостиницах, как и где нанять лошадей, курортах и санаториях и многом другом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что до революции информация об этом объекте как о значительной достопримечательности Финляндии была весьма известна. Путешествие по Сайменскому каналу было обыденно для любителей активного отдыха.

Дачная жизнь на канале

Первые дачи здесь начали появляться еще во времена строительства. Участки канала, которые находились в служебном пользовании, были украшены посадками, это послужило стимулом для сдачи земли в аренду либо под строительство коттеджей. Помимо красивой природы, популярности отдыха в этом районе способствовало хорошее сообщение, обеспечиваемое теплоходами, осуществляющими речные круизы и проходящими по этой водной артерии. И вот вскоре состоятельные жители Выборга и Петербурга застроили побережье канала до озера Нуйамаа. В Ряттиярви находилась самая роскошная дача, принадлежащая министру иностранных дел России Вон Гиерсу. Ее построил один из инженеров, участвовавший в сооружении канала. Большинство дач выделялись своей архитектурой, они были украшены башнями, балконами, резьбой, их окружали ухоженные обширные сады с причалами и беседками. Названия домов такие романтичные, как и их внешний лик: "Рунолинна", "Раухантаранта", "Оннела", "Илоранта"... Спрос на недвижимость в этом регионе был настолько высок, что ее стало выгодно строить для сдачи в наем. Сайменский канал того времени известен не только дачами, но и большими имениями. Самым известным из них является имение Лавола, оно принадлежало роду Чесефф и располагалось в устье объекта. Усадьбы вместе с дачами образовывали весьма красочный ансамбль, атмосфера здесь была веселой, интернациональной. Речные круизы, концерты, посещения и прогулки оживляли общественную жизнь, она предлагала отдыхающим множество впечатлений и возможностей заработка для местных жителей. Однако после революции дачная жизнь пришла в упадок, а вместе с ней и Сайменский канал. Туры по нему уже не интересовали русскую богему.

Противотанковое заграждение

В планах генштаба в тридцатые годы прошлого века этот водный объект рассматривался в качестве возможного пути для организации снабжения армии. Согласно разработанным планам предполагалось сосредоточить проведение военных действий на Карельском перешейке. И вот, в 1939 году в период сверхсрочных сборов было отмечено, что канал может оказаться в зоне боевых действий. Он представлял собой серьезное препятствие благодаря глубокому руслу. Поэтому было принято решение задействовать его в противотанковой обороне. В результате были затоплены довольно обширные области в районе озер Кярстила Люкюля и Вентеля. Общая площадь затопляемых участков составила тридцать пять квадратных километров. В период 1941-1944 годов канал в военных действиях участия не принимал.

Восстановление судоходства

В силу того, что мирный договор, установленный между Советским Союзом и Финляндией, оставил Выборгский залив на территории СССР, а граница разделила канал на две части, в конечном итоге он перестал функционировать. В послевоенный период для возобновления судоходства требовалось не только провести реконструкцию сооружений и обветшалого оборудования, но и достичь двухстороннего соглашения об использовании этого водного объекта. Впервые данный вопрос поднимался в 1948 году, однако официальные межгосударственные переговоры начались только в 1954 году. Согласно достигнутой договоренности в Советский Союз выехала группа финских инженеров для изучения состояния этой водной артерии. Специалисты пришли к заключению, что речные каналы на советской территории вполне пригодны для восстановления по ним судоходства. Однако работы в этом направлении начались спустя тринадцать лет, после того как обе стороны наконец-то пришли к единому решению в вопросах аренды. В 1968 году реконструкция была завершена. В ходе нее были существенно расширены пропускные возможности шлюзовых камер.

Круиз - Сайменский канал

Лаппеенранте - курортный городок в Финляндии. Привлекательность ему придают озеро Сейма, на берегу которого он находится, и Сайменский канал. Экскурсия на теплоходе по этим водным объектам - единственное, что привлекает сюда туристов из России. Между прочим, это единственный в РФ внутренний водный путь, по которому могут ходить суда иностранных компаний. Пассажирские теплоходы, совершающие речные круизы, перевозят туристов из Российской Федерации и Финляндии. Раньше, согласно договору от 1963 года, пассажиры, прибывающие из Финляндии в нашу страну, имели право безвизового въезда. Однако с присоединением республики к Шенгенскому договору данное соглашение было отменено. Теперь пассажиры обязаны получать визы. Однако они нужны только в том случае, если судно пристает к берегам России, например, высаживает их для Если круизы на пароме из Финляндии не предусматривают заходов в российские порты, виза не нужна. Например, пароход «Кристина Брахе» осуществляет проход через территорию нашей страны, совершая рейсы между Лаппеенрантой и Хельсинки, а судно «Карелия» - между Выборгом и Лаппеенрантой.

Путешествие глазами туриста

Трудно предположить, сколько еще лет продлятся подобные круизные рейсы. Ведь финнов, которые бы желали посмотреть достопримечательности Сайменского канала, не слишком много, а наших туристов еще меньше. И это несмотря на то, что билет в одну сторону составляет порядка тридцати евро. Путешествие стоит затраченных денег.

Длина маршрута составляет сорок три км, но на них приходится восемь шлюзов. Когда теплоход по Сайменскому каналу преодолевает первые из них - это интересно. Однако уже на третьем шлюзе начинает расти раздражение, а к восьмому не можешь дождаться, когда это уже закончится, но все равно интересно. Когда пароход достигает пограничного поста Нуиямаа, начинается проверка документов. Интересен тот факт, что этот пост является совмещенным - автомобильно-водным. Если вы окажетесь на корабле в одной компании с финскими туристами, то будьте готовы к тому, что они зачастую ведут себя как большинство россиян: начинают употреблять горячительные напитки еще до того, как судно отойдет от причала. Многие туристы специально покупают билет в такой круиз, объясняя это тем, что на пароходе есть магазин «дьюти-фри». Если учесть тот факт, что в Финляндии с алкоголем напряженка, такое поведение становится вполне понятным. В период всеобщей пьянки экскурсоводы тщетно пытаются привлечь внимание публики к рассказам о канале, шлюзах и других достопримечательностях. И там есть-таки, на что посмотреть - канал очень красив. Например, под Выборгом его пересекают довольно высокие мосты - железнодорожный и автомобильный. Все навигационные комплексы возведены на гранитных столбах или выставлены на островках. Часть канала вырублена в скальном массиве, другая часть имеет отлогие песчаные берега с валунами. Вдоль канала растет густой лес, что в сочетании со скалами образует весьма красивый пейзаж. Российская часть совершенно не заселена, поблизости Выборга еще попадаются одинокие домики, а дальше находится первозданная природа. Единственное оживленное место - в районе границы, там, где проходит трасса на Лаппеенранту. Совершенно противоположная картина на финской части: здесь населенные пункты встречаются сразу же за контрольно-пропускным пунктом. В районе Лаппеенранты, не доходя до последнего шлюза, расположен главный порт на этой водной артерии - Сайма-терминал. Здесь осуществляется погрузка/разгрузка грузовых судов. Грузы идут преимущественно с российской стороны - до двух миллионов тонн в год.

Озеро Сайма

Когда корабль преодолевает последний шлюз, он попадает в Сайменское озеро. Первое, на что открывается вид, - это весьма большой целлюлозно-бумажный комбинат. Экскурсовод с гордостью рассказывает о том, что здесь работает более двух с половиной тысяч человек. Вот это «чудо» цивилизации портит все впечатление от путешествия, оно же мешает городу Лаппеенранте обрести в полной мере статус туристического. Ведь предприятие, даже если на нем установлены современные очистные сооружения, все равно сбрасывает тонны отходов в воды озера, что делает его непригодным для купания в радиусе до нескольких десятков километров. И что самое интересное, в туристических буклетах ничего не сказано о наличии здесь комбината. Однако это не все: напротив завода находится кондитерская фабрика, которая также производит сброс отходов в озеро, ведь не зря оно в районе этого предприятия полностью затянуто травой. И здесь же, как ни странно, расположился главный туристический комплекс - «Хухтиниеми» - и летняя гостиница «Карелия-парк». У самого «забора» с кондитерской фабрикой стоит еще один комплекс - «Сайма». Правда, вид у него какой-то унылый, заброшенный, как у с трудом удерживающихся на плаву в маленьких городках гостиниц советской эпохи. Здесь же есть и пляж, правда, для того, чтобы добраться до воды, придется преодолевать травяные заросли либо попытаться пройти по специальным мостикам, которые, к слову, поломаны в своей средней части, однако через пролом кто-то услужливо положил доску. Вот такой курорт!

Лаппеенранте

Главной достопримечательностью Лаппеенранты является Мемориальное кладбище, которое находится в центре города. Здесь можно увидеть могилы погибших воинов в периоды 1939-1940 и 1941-1944 годов. И что весьма любопытно, все захоронения индивидуальные, братских нет. К кладбищу примыкает памятник солдатам, призывавшимся с территории Карельского перешейка (сегодня это территория Российской Федерации). Он состоит из двух частей - скульптуры и плит с названиями населенных пунктов и фамилиями солдат, между прочим, среди них встречаются и русские. Особенно много их среди уроженцев Терийок (Зеленогорска). Собственно, больше здесь достопримечательностей нет. Город имеет современный вид, очень ухоженный и постоянно реконструирующийся. Делать там особенно нечего. В ночное время Лаппеенранте засыпает, закрываются все магазины, можно найти только киоски, торгующие гамбургерами и прочей подобной снедью. Здесь даже здание вокзала закрыто до семи утра. Бродя по пустым ночным улочкам, становится понятно, почему финны так «отрываются» в нашей стране.

Иматра

Этот город совершенно не похож на Лаппеенранту, история его гораздо короче. Основан он в 1948 году и настолько близко расположился к границе с Россией, что здесь ловят отечественные сотовые сети. Расположена Иматра в истоке реки Вуокса. Основные предприятия этого города - металлургический завод и гидроэлектростанция. Однако в отличие от Лаппеенранты на побережье озера промышленных объектов нет. Здесь есть два своеобразных памятника - первый посвящен турбине, а второй - опоре ЛЭП. Главным туристическим объектом является искусственный водоскат Иматракоски. До возведения ГЭС он был естественным, в дореволюционные времена русская богема любила сюда приезжать и любоваться водопадом. Сейчас здесь вода пускается по расписанию, этот спуск и является главным «туристическим аттракционом» Иматры. Вторая достопримечательность - это Коронный парк, который находится на острове, разделяющем старое русло Вуоксы и водохранилище. Основан парк по указу императора Николая Первого, который повелел, чтобы водоскат и его окрестности оставались в неизменном виде. Город Иматра для туристов гораздо привлекательнее, чем Лаппеенранте, здесь есть вполне современные гостиницы, места для отдыха, а любителям рыбной ловли представится замечательная возможность провести незабываемое время на берегу озера Сайма.

Сайменский канал: рыбалка

Рыбалка на озере отменная круглый год. Основные виды рыб - щука, окунь, озерный лосось, кумжа. Местные жители рыбалкой не увлекаются, несмотря на то что плотва здесь практически сама выпрыгивает на берег, финны почему-то ее не используют в пищу. Ловят ее в основном туристы из России. В конце весны на троллинг лучше всего клюет лосось и форель. Круглый год ловится щука. Кроме того, здесь много налима, его часто удят на блесну и баланс. Из-за больших размеров водоема определить, где спряталась рыба, не так-то просто. Однако умелый рыбак всегда вернется с Саймы с хорошим уловом. Природа здесь чиста и нетороплива, способствует умиротворению, располагает к размышлению и созерцанию. Прекрасный отдых будет вам обеспечен!

С мая по сентябрь из уютной Лаппеенранты, которую называют дочерью Саймы, отправляются по озеру большой и комфортный теплоход Camilla (Камилла). Шлюзы, через которые проходит теплоход и великолепные пейзажи оставляют неизгладимое впечатление от таких круизов. Прохождение шлюза- мероприятие увлекательное и зрелищное. Судно опускается и когда уровень воды выравнивается, шлюз открывается. Перепад высот до 13 метров. В какой-то момент становится даже страшновато.

Корабль совпеменный и просторный, есть большая открытая верхняя палуба, при ней закрытая терраса и кафе. А внизу ресторан с баром и закрытая палуба. Для детей есть игровой уголок.Аудиогид на финском, немецком и английском языке рассказывает об истории Лаппеенранты и Саймы.

Чудесная возможность разнообразить летний день таким вот круизом - приятное времяпровождение вдали от городской суеты и новые впечатления гарантированы.

Полезная информация

Теплоход Камилла построен во Франции в 1987 году. Длина 31,2м, ширина 8,4м, глубина 1,6м. Максимальное количество пассажиров - 350.

С 22 мая по 1 сентября отправления с понедельника по субботу. Круиз по Сайменскому каналу с 12.00 по 14.00. В июле - дополнительно по субботам с 15.00 по 17.00 и по воскресеньям с 14.00 по 16.00. Круиз по каналу и архипелагу озера Сайма с 18.00 по 21.00.

Билеты можно приобрести на набережной, возле теплохода Camilla.

Для заказных круизов маршрут, программа и меню составляются с учётом индивидуальных пожеланий клиента.

Расписание круизов и цены: http://www.karelialines.fi/camilla/russia.html

Совершив первую поездку из Санкт-Петербурга в Финляндию, обратили внимание на то, что значительная часть автомобильной трассы проходит вдоль искусственного канала. Заинтересовались, полезли в книжки и Интернет. Выяснили, что уже со второй половины XIX века финское озеро Сайма и Выборгский залив Балтийского моря связывает судоходный Сайменский канал общей протяженностью без малого 60 км. Естественно, возникло желание «познакомиться» с этим гидротехническим сооружением поближе.

Как добраться до Сайменского канала?

Экскурсии по Сайменскому каналу организуют теплоходами как из Выборга, так и из финского городка Лаппенранта. Переход занимает пять с половиной часов. Из-за ограниченности во времени мы выбрали другой вариант: автобусная экскурсия в Финляндию с двухчасовой прогулкой на теплоходе по каналу за первый шлюз.

Начало поездки не сулило безмятежного отдыха – от самого Питера до границы дождь струйками разбегался по автобусным стеклам. Однако, к нашему прибытию на причал Лаппенранты солнце почувствовало себя смелее. Зонты были спрятаны.

Погрузка на теплоходик прошла энергично, и вот мы уже отчаливаем. По правому борту – причалы для стоянки яхт и катеров. Их количеству может позавидовать иной южный курорт!

Через несколько минут мы уже выходим из бухточки на просторы озера Сайма.

Берега начинают сближаться, мы входим в канал. Глядя на эти аккуратные откосы, выложенные гранитными плитками, ухоженные газоны, трудно себе представить весь титанический объем грубой, черновой работы, предшествовавшей сегодняшнему порядку.

Больше 36 км гранита пришлось расколоть, взорвать, распилить, выгрызть, чтобы создать искусственное русло глубиной чуть больше 5 метров и шириной 30-34 метра.

Еще 23 км канала – это природные реки и озера.

В двух километрах от начала канала находится первый из восьми шлюзов – Мялкия. Конструкция всех шлюзов одинакова. Верхние ворота – подъемно-опускные, нижние – распашные. Ширина камеры – 12,5 м, длина – 85 м.

Различаются шлюзы только высотой перепада воды. Мялкия – самый впечатляющий лифт, поднимающий (опускающий) суда на 12,4 м.

Вдумайтесь: уровень Сайменской озерной системы почти на 80 м выше уровня воды в Выборгском заливе! На всем протяжении канала построено 8 шлюзов, которые обеспечивают судоходство.

Мысли о соединении Сайменской озерной системы с Балтийским морем искусственным каналом издавна не давали покоя правителям здешних мест. Но несовершенство техники и технологий, а главное - отсутствие достаточного финансирования препятствовали реализации смелых планов. Только российский самодержец Николай I, осознавая необходимость обустройства территорий, вошедших в состав империи после русско-шведской войны, принял решение о строительстве канала. Земляные работы начались в 1845 году. Торжественное открытие канала состоялось уже при императоре Александре II, в 1856 году.

А через 5 лет добрая половина экспорта финского леса шла через канал, восточная Финляндия оказалась более доступной для путешественников, среди состоятельных петербуржцев стало модным строить дачи на живописных берегах канала.

Интенсивная эксплуатация канала осуществлялась вплоть до войны 1939 года между СССР и Финляндией. После завершения войны канал оказался разделенным между двумя государствами. Только в 1962 году (!) было подписано соглашение, по которому Финляндии передавался в аренду на 50 лет сам канал и прилегающие территории. Сразу же, с 1963 по 1968 годы была проведена реконструкция шлюзов для прохода более крупных судов. Вместо первоначальных 15-ти шлюзов было построено 8, с одновременной разработкой нового, более широкого русла.

Тем временем, теплоход вышел из шлюза и на ближайшем широком месте развернулся в обратный путь. Оставив справа по борту ворота старого шлюза, мы входим в камеру современного Мялкия.

Каких-то десять минут бурлящей воды вокруг – и мы на верхнем «этаже» канала.

Северный август словно позволил рассмотреть устройство канала, шлюза и снова нагнал на нас дождевые тучи.

Впереди показался фонтан, устроенный посреди бухты, - путешествие подходит к концу.

Мы еще раз вернулись к шлюзу Мялкия, чтобы увидеть всю картинку с берега. Чтобы увидеть заросшее камышом старое русло.

Чтобы увидеть новое русло.

Чтобы увидеть российские яхты, возвращающиеся в родной порт.

Возвращающиеся по водному пути, который сами фины признают заслугой России и российских императоров.

Самые ранние попытки строительства водного пути между озером Сайма и Финским заливом были предприняты в 1949 и 1607 гг. В первой половине 19-го века после того как Финляндия стала автономной частью Российской империи, к проекту строительства вернулись заново. Канал строился с 1845 по 1856 года. Открытие для судоходства было приурочено ко дню коронации Александра II, 7 сентября 1856 года. Протяженность канала, с 28 шлюзами, составляла 58 километров. Под размер шлюзов были построены специальные баржи, которые получили название "Сайменская самоходная баржа". К 1920 году для прохождения судов с более крупными габаритами появилась потребность в расширение русла. К началу второй мировой войны работы были на половину готовы. Вследствие войны граница разделила канал почти пополам. В 1963 году был подписан договор, сроком на 50 лет, об аренде Финляндией советской части Сайменского канала. С 1963 по 1968 года велось так называемое "третье строительство". В торжественной обстановке (5-го августа 1968) новый канал был открыт.

Канал сегодня

Общая протяжённость канала 43 километра, 23 км. на территории Финляндии и 20 км. на арендуемой у России территории. Ширина фарватера 34-35 м., глубина 5,2 м.. Для преодоления разницы уровней залива и озера, которая составляет почти 76 метров, были построены 8 шлюзов, длиной 85 м. и шириной 13 м.. Перепад между уровнями воды в шлюзах колеблется 5.5 м. до 12.7 м.. В верхнем конце шлюза находится подъёмно-спускные ворота, а в нижнем конце - двустворчатые ворота. Высота воды в шлюзе регулируется при помощи этих ворот, двигаемых либо электронно-механическим, либо гидравлическим способом. При этом судно или поднимается, либо опускается в шлюзе. Вместимость судна с наибольшими разрешёнными габаритами составляет 2500 тонн, больше чем товарный поезд.

Пассажирское судоходство

С уникальным миром канала можно ознакомится, например, путешествую на судне из города Лаппеенранта до шлюза Malkia. В летнее время осуществляется ежедневное сообщение из Лаппеенранты в Выборг и обратно.

Оценить всю красоту канала можно путешествуя на собственной яхте. Движение по финской стороне канала без ограничений и бесплатное. Информацию о правилах, формальностях и сборах прохода можно получить от официальных властей по каналу.

Музей Сайменского канала

Музей Сайменского канала расположен в районе Malkia-Mustola, где можно увидеть конструкции и здания канала различных времён. Историческая выставка располагается в бывшем роскошном служебном доме начальника верхнего района канала. Дом построен в 1845 году. Прилегающая к дому территория окружена цветниками и парковыми аллеями приведена в порядок. Тропинка рядом с домом приведёт Вас к каналу. В экспозицию музея входит выемка Понтус, которая представляет собой одну из самых ранних попыток строительства канала, ещё в первой половине 17-го века. Тоннель и роликовый мост в Kansola также являются ознокомительными объектами музея.